Рожденные в небе: как принимают роды на борту самолета?

В эти выходные на телеканале «МИР» стартует показ телесериала «Пилот международных авиалиний». В центре сюжета – двое лучших друзей-пилотов: командир воздушного судна Александр Степанов и второй пилот Николай Мечников. Очередной полет проходит в штатном режиме: Мечников рассказывает Степанову о своей давней мечте – отправиться на поиски затонувшего фашистского самолета, на борту которого должен находиться изумрудный ларец императрицы Анны Иоанновны. Их диалог прерывает стюардесса: девушка взволнованно сообщает, что у одной из пассажирок начались роды, а врачей на борту нет. Да еще и один из двигателей внезапно загорается...

Рожденные в небе: как принимают роды на борту самолета?
© Мир24

Смотрите сериал «Пилот международных авиалиний» на канале «МИР» в субботу, 20 марта, в 12:05.

Кажется, что подобные истории происходят только в кино, но роды в самолете действительно иногда случаются. В таких ситуациях экипажу приходится действовать быстро и слаженно: времени на раздумья нет. Конечно, повезет, если на борту окажется врач, но полагаться лишь на удачу нельзя. Поэтому каждый бортпроводник обязательно должен обладать навыками акушера – этому учат на специальных курсах.

Корреспондент «МИР 24» поговорила со стюардессами о том, как принимают роды в полете, в каких случаях беременную женщину могут не пустить на борт и почему не стоит летать на последних сроках.

«Сын» «Уральских авиалиний»

7 июля 2018 года на свет появился мальчик с необычным именем – родители назвали его Уралбек. Малыш родился на высоте семь тысяч метров – в самолете, летевшем из Оша в Екатеринбург. Свое имя он получил в честь авиакомпании, которая в буквальном смысле подарила ему рейс в жизнь – «Уральские авиалинии».

Все произошло в считанные минуты. Вскоре после взлета одна из пассажирок подозвала старшего бортпроводника и пожаловалась на сильные боли в спине и животе. Оказалось, что у женщины отошли воды – она рожала. Экипаж среагировал мгновенно. Роженицу прикрыли ширмами, чтобы не смущать ее и других пассажиров; принимать роды доверили одной из стюардесс – Татьяне Юрьевой.

«У меня медицинское образование, поэтому это не первый мой опыт принятия родов, – рассказывает она. – Но больше рожениц [во время полетов] не было, это достаточно редко случается в нашей профессии».

Роды прошли легко и быстро: через 15 минут после начала схваток Татьяна уже держала в руках новорожденного мальчика. И он, и мама чувствовали себя хорошо. Самолет развернули назад, в Ош, в аэропорту мать с ребенком встретила бригада скорой помощи.

«Роды происходили прямо в салоне эконом-класса. Мы расположили роженицу на сиденьях – в бизнес-классе это сделать было бы куда труднее. Все прошло как нельзя лучше, ребенок здоров и выписался на третий день, как и положено. Абсолютно нормально перенесла [роды] и мама. Неожиданно, конечно, но тем не менее. Отец малыша потом связывался с нами, сказал, что все хорошо», – говорит Татьяна.

Все бортпроводники обязательно проходят курс медицинской помощи на этапе первоначальной подготовки, рассказывает она. Но на этом медицинское образование кабинного экипажа не заканчивается: в дальнейшем бортпроводники один раз в два года повышают свою квалификацию.

Обычно авиакомпании не приветствуют перелеты на последних месяцах беременности. Но это не значит, что будущую маму не пустят на борт, объясняет Татьяна: «Это носит лишь рекомендательный характер, выбор за пассажиром. Со справкой от врача беременная женщина может летать на любом сроке, так же как и дети могут путешествовать самолетом с первых дней жизни».

«Ни один врач не может дать гарантию, что в рейсе ничего не случится»

Бортпроводница Алена (имя изменено) в разговоре с «МИР 24» подчеркнула: роды на борту самолета – это чрезвычайно экстремальная ситуация, и, несмотря на то, что бортпроводников учат принимать роды, ни одна стюардесса не сделает это лучше врача.

«Нужно понимать, что бортпроводники – не врачи, и врача на борту может не быть. В таких случаях, если есть возможность, делают посадку в ближайшем аэропорту. Мы можем оказать только доврачебную помощь. Да, нас учили принимать роды, но это были самые обычные роды без каких-либо осложнений. Если женщина на борту начинает рожать, бортпроводники сразу обращаются к пассажирам по громкой связи, спрашивают, есть ли на борту врач. Если врача не будет, мы, конечно, будем помогать», – говорит Алена.

В аптечке каждого лайнера на такие случаи есть необходимые инструменты: бинты, щипцы, обеззараживающие растворы и т.д.

ФОТО: Марина Лысцева/ТАСС

«Если роды [проходят] без каких-либо осложнений, ребенок идет головкой [вперед], то женщина рожает сама, там нужна минимальная помощь. Необходимо просто немного поддержать малыша, помочь ему выбраться», – объясняет бортпроводница.

И все же садиться в самолет на поздних сроках беременности – большой риск, и вся ответственность в данном случае ложится на будущую маму.

«Мы же не врачи, чтобы не пустить на борт. Тут все очень тонко. На самом деле ни один врач не может дать тебе гарантию, что в рейсе ничего не случится, он же не может никак это проверить и предугадать, как [на организм] повлияет давление. Ну а так, конечно, если на большом сроке есть справка от врача, то женщина полетит. Но мы на борту никаких справок не требуем. Это все до входа в самолет решается. Мое личное мнение – нужно понимать свою ответственность и то, что на борту нет никакого специального оборудования на случай, если что-то пойдет не так. Я бы не полетела на большом срок, думая, в первую очередь, о своем малыше», – рассуждает девушка.

«Слушаем лекцию, смотрим видео, затем отрабатываем на тренажере»

Бортпроводница Дарья (имя изменено) также сталкивалась с ситуациями, когда женщины рожали прямо во время полета. На ее рейсах такого пока не случалось, зато интересный опыт был у коллег.

«Такие ситуации – большая редкость, однако наши коллеги сталкивались с этим, и, так как нас очень хорошо готовят к подобным ситуациям, все прошло успешно. И мама, и ребенок были в порядке. Я думаю, если бы я столкнулась с такой ситуацией, я бы тоже смогла оказать всю необходимую помощь, так как каждый год мы учим необходимую информацию и отрабатываем все на практике.

Ежегодно мы проходим переподготовку, чтобы обновить все наши знания, и также проходим курс медицины, на котором отрабатываем оказание первой помощи, куда входят и роды на борту. Мы слушаем лекцию, затем смотрим видео. Также у нас есть тренажер в виде женщины и ребенка, и на нем есть возможность проработать все свои действия – видна каждая манипуляция. Этот курс дает возможность принять роды в любых условиях», – рассказывает Дарья.

По ее словам, сейчас женщины редко летают на последних сроках, «за исключением направлений, где они планируют рожать». «Врачи разрешают летать на втором триместре из трех, и таких женщин можно встретить очень часто», – уточняет стюардесса.

Таким образом, бортпроводник – это не просто человек, который помогает вам найти ваше место в салоне и показывает, как правильно застегивать ремень безопасности. Представитель этой профессии должен всегда быть готов помочь пассажиру. И неважно, что требуется сделать – успокоить, сделать искусственное дыхание или помочь родить.

«Обслуживание питанием и напитками вовсе не является основной задачей бортпроводника, мы очень много обязанностей выполняем, – улыбается Дарья. – Знания оказания первой помощи крайне необходимы, ведь не всегда на борту может быть медицинский работник. Конечно, здесь необходима стрессоустойчивость. Поэтому на ежегодной медкомиссии с нами работают психологи, мы проходим различные задания и тесты – по человеку видно, если он где-то «хромает». После сдачи экзаменов могут отправить на дополнительные занятия с инструктором».