«Меня бросили в чулан, облили ледяной водой и не кормили восемь суток» — омичи рассказал об ужасах ...
Бывшие пациенты реабилитационных центров Михаил и Артур спустя лишь несколько лет после «лечения» решили обратиться в полицию. По словам мужчин, в «пансионатах», расположенных под Омском, куда их против воли отправили родственники, их унижали, избивали, угрожали им и заставляли подписывать документы о якобы добровольном согласии на пребывание. При этом никакой квалифицированной помощи им там не оказывали — в центрах не было ни одного медицинского работника.
«26 апреля 2019 года я находился дома. Ко мне приехали трое незнакомых людей, посадили меня в машину и увезли в какой-то дом. Требовали подписать какие-то документы, я отказался, но там на месте они меня избили впятером, связали, положили на кровать. Я не соглашался и не подписывал, но, как потом оказалось, они поили меня снотворным. Я чувствовал, что со мной что-то происходит. Меня охраняли постоянно. Дальше я не смог сопротивляться, потому что понимал, что это бесполезно, подписал документы, и началось еще веселее. Надо было постоянно что-то писать, шаги какие-то — почему-то я там, для чего. Ясное дело, если бы я хотел что-то изменить, а тут меня забрали просто и увезли», — рассказал Михаил.
Фото: скриншот видео vk.com/centershakhanin
Михаил провел в реабилитационном центре девять месяцев. За это время ему лишь дважды позволили поговорить с супругой.
Поскольку условия в реабилитационном центре были ужасными Михаил пытался бежать, однако попытка не увенчалась успехом. Его поймали, приволокли обратно, облили ледяной водой и заперли в холодной бане. Спустя девять месяцев у родственников Михаила закончились кредитные деньги (якобы лечение стоило 25 тысяч рублей в месяц. — Прим. авт.), и они забрали его домой.
Еще одному потерпевшему — Артуру — повезло меньше. В реабилитационных центрах он побывал дважды. Проведя в закрытых учреждениях несколько месяцев, мужчина едва не остался инвалидом.
Фото: скриншот видео vk.com/centershakhanin
«Первый раз это был обычный вечер, я открыл дверь, на пороге стояли неизвестные, что-то начали говорить по поводу семьи, мамы, меня под белые рученьки скрутили, взяли вещи, засунули в машину и увезли за 200 км от Омска. Я испытывал чувство ужаса, думал, это похищение. Там мне сказали, что за меня заплачены деньги, я не верил этому. Меня тоже заставляли подписать какие-то бумаги, но как меня ни били, как ни лупили, я не подписал. Я, конечно, понес, серьезные последствия за это — мне сломали нос в двух местах, выбили передние зубы», — вспоминает Артур.
Как и Михаил, Артур пытался бежать. Однако зимой по глубокому снегу далеко уйти ему не удалось.
«Однажды ночью я первый раз в жизни остался один в комнате. Человек, который был ко мне приставлен, уснул. Я схватил куртку и калоши и побежал куда глаза глядят. Я тогда даже не знал, что это за деревня и где она находится. Но оказалось, что деревня очень глухая. Пробежав сто метров по снегу по пояс, я выдохся. Я забежал в ближайший лес, сидел там, потом пошел в деревню, увидел горящий свет. У меня была задача добраться до телефона. Я думал, что я успею проскочить до сторожа, взять телефон и набрать полицию. Я не успел этого сделать, потому что у сторожа поднялся лай собак, и две группы реагирования из реабилитационного центра прибыли туда. Меня жестоко избили и волоком притащили обратно. После чего меня бросили в чулан, облили ледяной водой и не кормили. Семь-восемь суток я сидел там, все это время мне давали только чай и горбушку хлеба, еще раз кинули луковицу. После этого меня спустили, заставили покаяться перед группой. Мне привязали к ноге большой тяжелый пень, чтобы я не сбежал, и посадили еще на несколько дней в подвал», — поделился мужчина.
Спустя пять с половиной месяцев, рдители Артура, обеспокоенные тем, что не могут пообщаться с сыном по телефону, забили тревогу. Они требовали сотрудников центра дать им поговорить с родственником.
«После этого консультанты дали мне телефон, включили громкую связь, но предупредили, что если я не скажу то, что им нужно, меня убьют и закопают, а именно: «Скажи, что тебе здесь хорошо, ты домой не хочешь, ты на них сильно обижен». Но у меня выхода не было, я был битый-перебитый, я устал бояться и устал от такой жизни, я набрался мужества, смелости, пересилил страх и начал кричать: «Мама, папа, заберите меня отсюда, здесь издеваются, меня бьют». Буквально через четыре часа приехал руководитель данной организации, они собрали мои вещи, но перед этим поставили телефон перед моим лицом и сказали: «Тебя же никто не бил». Я сказал: «Бог вам судья, меня никто не бил», — рассказал Артур.
Оказавшись на свободе, мужчина вместе с родителями поехал в БСМП, где врачи зафиксировали у него отсутствие передних зубов, сломанную носовую перегородку, множественные синяки, ссадины, мозоли, следы от цепей.
«Плюс психологически я не могу до сих пор отпустить эту ситуацию. Меня уже два раза увозили насильно в, казалось бы, правовом государстве», — сказал в заключение Артур.
В настоящее время мужчины обратились за помощью в правоохранительные органы. Пройдя тяжелый путь «реабилитации», они считают, что лечение должно быть добровольным. Более того, оказывать помощь зависимым людям должны только квалифицированные сотрудники.
В правовой стороне вопроса также пытается разобраться юрист Александр Шаханин.
«Михаил и Артур столкнулись с такой ситуацией, когда их насильно отвезли в некий дом, который находится в Омской области и там пытались лечить от того, чем они не больны. Называется это заведение реабилитационный центр почему-то. Насколько я понимаю, основной целью реабилитационных центров является оказание услуг по реабилитации, социальной адаптации людей, имеющих различные формы негативной зависимости. С помощью программ психологической помощи, которые на добровольной основе могли бы пройти курс с целью избавления от алкогольной или другой какой-нибудь зависимости. На сегодняшний день подчас эти организации не имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности, сотрудники не имеют медицинского образования и не обладают специальными познаниями в области лечения, выявления, профилактики алкогольной или другой зависимости, не имеют специализированного стационара, действуют без апробированных методик лечения от алкоголизма или наркомании. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на свободу, личную неприкосновенность. Также в законе о психиатрической помощи указано, что гарантированы права граждан при ее оказании и только суд может принять решение о том, чтобы принудительно гражданин получал какую-либо медицинскую помощь, связанную с не совсем адекватным поведением. Михаил и Артур столкнулись впрямую с такой ситуацией», — пояснил Шаханин.