Как выбрать детское автокресло

По законодательству большинства крупных и развитых стран мира перемещение детей на автомобиле без использования специального кресла запрещено. Его называют детским автокреслом. Оно не только обеспечивает комфорт маленького пассажира, но и существенно повышает его безопасность. Если пассивная безопасность взрослых пассажиров гарантируется, к примеру, ремнями безопасности, то в случае детей штатные ремни автомобиля не подходят. Сегодня Avto.pro расскажет, как устроены детские автокресла, как они устроены и как классифицируются, а также объяснит, почему маленькие пассажиры нуждаются в специальных креслах.

Как выбрать детское автокресло
© Авто.Про

Кратко о назначении

Под детским автокреслом подразумевают специальное устройства для перевозки детей на автомобильном транспорте. Согласно имеющейся статистике, ребенок в кресле на 75% реже получает серьезные травмы при ДТП. Кресло обеспечивает безопасность пассажира как при авариях, так и при различных маневрах: резком вхождении в поворот, торможении и т.п.

Почему же маленьким пассажирам нужно особое кресло? Неужели штатные ремни не обеспечат их безопасности. Оказывается, что нет. Во-первых, изгиб заднего сиденья удобен для взрослых пассажиров, но не для детей. Они быстрее устают от езды, а в случае, если ребенок имеет проблемы со спиной, есть медицинские противопоказания. Во-вторых, штатный ремень безопасности не может нормально зафиксировать маленького пассажира. Он рассчитан на пассажира ростом 150 см и выше. Одна лямка должна проходить вдоль тела через грудь (не упираясь в шею!), а вторая фиксировать тело чуть выше бедер. Рост еще не подросшего ребенка слишком мал. Существуют специальные кресла-бустеры, которые приподнимают пассажира. О них мы расскажем далее. Как можно понять из вышеописанного, для езды в салоне авто ребенку нужно кресло. А в случае младенцев и вовсе специальная автолюлька.

Классификация детских автокресел

Сегодня детские автокресла делятся на группы в зависимости от того, на какой вес и рост (а по факту и возраст) ребенка они рассчитаны. Полная информация о каждой из групп отражена в таких стандартах, как ECE 44 и ECE 129 i-Size (улучшенный стандарт). Они также входят в Технический регламент Таможенного союза ЕАЭС. Стандарты для стран Америки и Азии немного отличаются, но эта разница не принципиальна и далее мы расскажем о ключевых отличия. А пока рассмотрит основные группы детских автокресел:

Группа 0 (автолюлька). Вес ребенка: 0-10 кг. Подходит для новорожденных и детей возрастом до 6 месяцев; Группа 0+ (переноска). Вес ребенка: 0-13 кг. Подойдет для детей возрастом до 12 месяцев. Кресло имеет специальную ручку для переноски; Группа 1. Вес ребенка: 9-18 кг. Рекомендованный возраст: от 9 месяцев и не более 4 лет; Группа 2. Вес ребенка: 15-25. Подойдет детям от 4 до 7 лет; Группа 3 (бустер). Вес ребенка: 22-36 кг. Нечто вроде сиденья без спинки, которая приподнимет пассажира возрастом 6-12 лет и позволит ему пользоваться ремнями безопасности. Подходит детям ростом более 95 см, а лучше 100 см.

Стоит отметить, что некоторые из детских автокресел, которые могут вас повстречаться, объединяют сразу несколько групп. Или, например, кресло из группы 1 может подходить ребенку весом до 25 кг, т.к. оно соответствует группе 2. Из совмещенных групп стоит выделить 1/2/3 (универсальное кресло) и 2/3. Иногда говорят, что бустер является подвидом группы 2/3. Встречаются даже кресла типа 0+/1/2/3, т.е максимально универсальные и объединяющие вообще все группы. Как правило, это самые дорогие кресла с несколькими механизмами и дополнительными опциями. К примеру, они имеют поворотный механизм, поддерживают различные варианты крепежей, имеют съемную обивку.

В качестве примера представим вам небольшой инфографик, которым на Западе часто руководствуются как водители, так и профессиональные продавцы автомобильных аксессуаров и кресел. Единственное, что стоит отметить – слишком ранее использование ремней безопасности без бустеров. Здесь многое зависит от роста и веса ребенка. Если он развивается быстро, то уже п достижению 10-летнего возраста его можно приучать к ремню безопасности. Этому моменту мы уделим внимание далее. Сам инфографик:

Группы 0 и 0+ рассчитаны на самых маленьких пассажиров – новорожденных, которых нужно перевезти из одного места в другое. Кресла фиксируются против движения, т.е. спинкой к водителю. Само кресло легкое и довольно прочное. Благодаря анатомическому дизайну они позволяют крохе спать даже во время поездки, не создают нагрузок на позвоночник и не дают ему перевернуться. Внутренняя часть кресла довольно мягкая и удобная. Уже с группы 1 детские автокресла начинают напоминать полноценные кресла. Имеются механизмы регулировки, ортопедические вкладки. Пятиточечные ремни безопасности встроены прямо в кресло. Ребенок фиксируется достаточно жестко, что поначалу может ему не нравиться. Если детские автокресла используются в самого раннего возраста, переходит на более «взрослые» группы будет восприниматься спокойно.

Подробнее о стандартах и методиках испытаний

Стандарт ECE 44 был разработан Европейской Экономической Комиссией Организации Объединенных Наций и охватывает подавляющее большинство детских автокресел, которые встречаются на рынках стран Европы. Принципы стандарта были сформулированы еще в 1982 году, однако с тех пор он претерпел ряд изменений. Актуальна версия от 27.02.2014. Производители активно переходят на новый стандарт: ECE 129 i-Size. В нем изложены требования как с самим автокреслам, так и к их эксплуатации, методам краш-тестов (испытаний) и особенностям устройства автотранспорта.

Предлагаем читателям узнать больше об испытаниях детских автокресел. Данная информация не слишком полезна потенциальным покупателям кресел – им достаточно проверить маркировку об омологации, – однако эти знания могут быть интересны тем, кто намерен собрать полную информацию о кресле для своего ребенка. Вот основные моменты, которые учитываются при испытаниях:

В кресло из конкретной группы должен быть помещен манекен с соответствующими антропометрическими характеристиками (вес, рост). Кресло фиксируется в специальной тележке; Минимальное число краш-тестов равняется двум; В ходе краш-теста тележка сталкивается в препятствием на скорости 50 км/ч (лобовой удар) и 30 км/ч (удар сзади); Энергия, воспринимаемая манекеном, должна вписываться в регламентированные пределы. В ином случае кресло не проходит испытание.

Если кресло относится сразу к нескольким группам, то испытательная лаборатория проводит сразу несколько проверок или одну дополнительную с манекеном промежуточного веса. При столкновении тележки с креслом результирующее ускорение грудной клетки манекена (горизонтальное ускорение) не должно превысить 55 g. Вертикальное не должно превысить 30 g. В случае, если манекену придается ускорение слишком быстро (3 миллисекунды) эти цифры могут быть больше. Здесь стоит уточнить, что человеческий организм может пережить большие перегрузки без существенного вреда для здоровья, если сами перегрузки были краткосрочными. А вот если они «растянулись» по времени, то даже защищенный пассажир может получить травму, потерять сознание и т.п.

При подготовке к испытанием манекен не только пристегивают, но и помещают формовочную глину в полость на его животе. Первое: замки ремней не должна открыться сами собой или в результате удара испытываемого кресла с тележкой. Второе: голова манекена при ударе не должна переместиться вперед за регламентированный предел. Третье: данные с датчиков и деформация глины не должны свидетельствовать о том, что манекен был подвергнут слишком сильной перегрузке. После прохождения всех проверок детское автокресло получает или не получает сертификат ECE 44 и (опционально) ECE 129 i-Size. Пока что оба стандарта действуют параллельно, но со временем ECE 129 i-Size может стать единственным.

Методика выбора детского автокресла

Теперь перейдем к наиболее важному вопросу: как выбрать кресло для маленького пассажира? Перед тем как отправляться в магазин за покупкой или начать подбор модели в интернет-каталогах стоит определиться с параметрами самого пассажира. Сразу отметим, что покупать детские автокресла в сети можно – вам нужно лишь свериться с параметрами и уточнить наличие необходимых сертификатов. Для лучшего понимания мы приведем таблицу соответствия групп кресел параметрам ребенка:

Как видите, основными параметрами являются возраст в вес. В случае бустеров также стоит уточнять рост ребенка. Этот момент мы разберем подробнее чуть позже. После ознакомления с таблицей можно приступать к поиску. Учитывайте следующее:

Группа детского автокресла; Тип крепежа; Наличие доп. функций и элементов: возможность наклона спинки, вращение всего кресло, изменение положения подголовника, наличие ручки для переноски и т.п. (выбирайте исходя из собственных пожеланий или требований к изделию); Наличие сертификатов

В ходе поиска вы можете увидеть следующую формулировку: автокресло имеет (или не имеет) базу. Под базой подразумевается каркас в задней части кресла, который позволяет отклонять спинку и сиденье под большими углами. Такие кресла не слишком универсальны, но они имеют лучшую защиту от боковых ударов. Кресла без базы зачастую предусматривают снятие спинки, что позволяет превратить их в бустер. Это и определяет их универсальность – если подросшему ребенку стало некомфортно ездить в кресле со специальной спинкой, ее можно будет снять.

Различают три основных вида крепления детских автокресел: Isofix (Изофикс), Latch (Лэтч) и крепление при помощи штатных ремней. Не будем заострять на последнем варианте особого внимания, а лишь отметим, что с помощью ремней кресло не получится жестко закрепить – оно будет сдвигаться, но величина зазора между ним и штатным сиденьем не должна превышать 2 см. Под Isofix понимают специальную систему креплений по стандарту ISO. Основой системы являются металлические коннекторы (скобы) в сиденье. Если ваш автомобиль оснащен скобами Isofix, то в нем можно установить кресло с системой Latch – они взаимозаменяемы. Такая система по-своему хороша: в Latch имеется верхняя точка крепления, само кресло дешевле и легче.

Когда переходить с кресла на бустер

Как только ребенок подрастет, обычное детское автокресло можно будет заменить на бустер. Он слегка поднимет маленького пассажира и позволит ему пользоваться штатными ремнями безопасности. Некоторые модели кресел предусматривают снятие кресел и использование сидушки как бустера. Чтобы понять, необходим ли переход на бустер, ответьте на следующие вопросы:

Спина ребенка уже полностью упирается в спинку имеющегося кресла? Ребенку комфортно проводить много времени в кресле? Ремень может проходить между плечом и шеей ребенка? Ремень проходить над верхней частью его бедер? Ребенку приходится сгибать коленки у края кресла?

Если вы трижды ответили «нет», то о покупке бустера явно стоит задумываться. Но учтите еще вот что: переход с обычного детского автокресла не всегда рекомендован, даже если вес ребенка уже находится в пределах 15-36 килограмм. Если ребенок уже подрос, главной проблемой может стать то, что его рост не соответствует требованиям эксплуатации штатных ремней безопасности.

Коротко о бустерах

Бустер, представляющий собой упрощенную версию детского автокресла, подходит для детей старшего возраста. В данном разделе мы не будет рассматривать кресла-трансформеры со съемной спинкой, а сосредоточимся именно на бустерах. Они бывают следующими:

Пенопластовые. Легкие и недорогие, но не слишком надежные; Пластиковые. Тоже легкие, но более надежные и чуть более дорогие, чем пенопластовые. Лучше удерживают пассажира при столкновениях, резких маневрах на дороге и т.п.; Металлические. Наиболее прочные и надежные. Имеют жесткий каркас, обеспечивающий хорошую фиксацию пассажира и его защиту; Особая категория: надувные бустеры. Название говорит само за себя. Надежность невысока и некоторые модели подобных бустеров еще и оказываются довольно скользкими.

Подбирать бустер лучше в магазине. Дело в том, что отдельные модели бустеров имеют твердую и громоздкую сидушку, на которой ребенку будет не слишком удобно. В характеристиках обычно приводятся размеры (ВхШхГ), группа (для бустеров это группа 3), материалы, возраст и допустимый вес. Число опций минимально, но некоторые производители экспериментируют с бустерами и даже предлагают модели, которые можно снять и использовать в качестве небольшого (и по факту довольно тяжелого) рюкзака.

Общие советы: измерьте рост и вес ребенка (120 см, 22 кг – можно использовать бустер), отдавайте предпочтение пластиковым и металлическим моделям. Хороший бустер должен сам по себе слегка фиксировать ребенка, не давая ему свободно съезжать вперед. С дополнительной фиксацией ремнем уровень безопасности будет достаточно высоким. Как показала практика, бустеры средней жесткости со съемным текстильным покрытием, относительно глубокой посадкой и переходом бедренной части в подобие подлокотников лучше всего подходят для длительных поездок.

Экскурс по брендам

Итак, мы определились с правилами подбора детских автокресел и бустеров и дело остается за малым: выбрать подходящие модели и отдать свое предпочтение конкретной. Здесь стоит опираться на имя фирмы-производителя. Кресла выпускают множество фирм из Европы, Азии и Америки. Стоит обратить внимание на:

Recaro; Cybex; Maxi-Cosi; Britax Romer; Chicco; Peg-Perego.

Многие автолюбители отдают предпочтение креслам Recaro. Информацию о каждом производителе легко найти в сети. Рекомендуем изучить результаты краш-тестов, если вы ставите по главу угла безопасность и интересуетесь, продукт какого именно производителя лучше всего удовлетворяет данному критерию. Условно детские автокресла и бустеры разделяют по ценовым категориям: средние и премиальные. К примеру, Cybex часто относят к премиальному сегменту, а Chicco – к среднему. Разумно сэкономить можно, а если вы предпочитаете спокойный стиль езды и не попадаете в неприятности, то сверхбезопасные и дорогие кресла могут не понадобиться.

Вывод

Выбор детского автокресла кажется сложный задачей, но если вы хорошо изучите данный вопрос, то серьезных проблем не возникнет. Рекомендуем внимательно изучать характеристики представленных в магазине или в сети моделей, а также проверять, дается ли гарантия на понравившиеся модели. Кресла от наиболее известных производителей могут показаться слишком дорогими, но зато они обеспечивают высокий уровень комфортна и безопасности. Универсальные модели могут использоваться и как кресло, и как бустер – вот и возможность разумно сэкономить!