«Говорит плохо, но говорит»: как подросток с ДЦП из российской глубинки покоряет инженерную олимпиаду

Вдохновляющая история о том, как никакие ограниченные возможности не могут встать на пути к мечте. У 16-летнего Ильи Женецкого с рождения ДЦП и спастический тетрапарез. Людям с такими диагнозами редко удается вести активную жизнь. Но у Ильи получается все, за что бы он ни взялся: в школе у него сплошные пятерки и почетные грамоты, а в марте он побывал в научном центре «Сириус» на Олимпиаде Кружкового движения НТИ. Мы поговорили с Ольгой, мамой Ильи, о том, как из особенного ребенка вырастить самого обыкновенного подростка, к тому же очень умного! Обычный парень Илья с мамой, отчимом и младшими братом и сестрой живут в селе Пача Кемеровской области. День, когда Илья появился на свет, мама вспоминает, как один из самых счастливых, несмотря на то что роды были долгими и тяжелыми. После родов Ольге долго не несли сына кормить и вообще не показывали. Оказалось, у Ильи была пневмония, он лежал в реанимации. Потом новорожденного перевезли в реанимацию Кемеровской больницы, а маму отправили домой. Ольга переживала, каждый день звонила в больницу. А однажды позвонила, и ей сказали, что Илья здоров и ждет ее. Когда малышу было около года, и многие дети в этом возрасте уже ходят, Илья еще не сидел. Ольга успокаивала себя тем, что все дети развиваются индивидуально, но невролог отправила маму с сыном снова в Кемерово, в больницу. Там врачи сказали Ольге: «Ты же знаешь, что твой ребенок станет инвалидом?» Ольга плакала не столько от реальности, сколько от жестокости слов. Но отказаться от сына даже не думала. Потом было длительное лечение и множество операций. После первой Илья сел и начал ползать. Он до сих пор передвигается на коленях. Но большую часть времени он проводит в инвалидном кресле. Писать ручкой Илья не умеет, зато печатает на компьютерной клавиатуре и отлично управляется со специальной мышкой. «У Ильи полностью сохранный интеллект. Читать я его научила по обычному букварю еще до школы. Читает хорошо, просто дольше, чем другие. Говорит плохо, но говорит. А так я по глазам все понимаю», — объясняет мама Ильи. В школу только за грамотами Чаще всего Илью можно застать за компьютером. Он не только играет, но и учится. Интерес к знаниям появился на подготовительных занятиях к школе. Ольга считает, что это связано с тем, что Илья не может бегать вместе с остальными мальчишками. Первый класс мальчик учился в школе, индивидуально занимался с учителями. Был вариант учиться по более простой программе, но он впитывал информацию как губка и учился лучше многих одноклассников. Учителя до сих пор не устают его хвалить. Компьютер появился у Ильи во втором классе, когда он перевелся на дистанционное обучение. «Однажды я дала ему текст домашнего задания, чтобы он его напечатал. Вышла ненадолго из комнаты, возвращаюсь, а он уже все сделал. Я решила узнать, как ему это удалось. И стала подсматривать. А он, представьте, печатал носом», — рассказывает Ольга. Потом Илья научился печатать и пальцами. С компьютером ему стало учиться проще и интереснее. Несмотря на то, что село Пача совсем маленькое и живет в нем чуть больше 1000 человек, удаленность от больших городов не мешает Илье получать знания. Если он что-то не понимает по предмету, то без труда находит в интернете необходимую информацию. Для дополнительных заданий у него есть собственные принтер и сканер. Сейчас он учится в 10 классе общеобразовательной школы. Она находится в получасе езды от дома, и Илья приезжает туда только для того, чтобы забрать очередную грамоту. У него их много: по информатике, физике, математике, географии, русскому. А в конце учебного года Илья как отличник получает премию 1500 рублей. Деньги Илья отдает маме. Ольга уверена, что особенные дети должны как можно больше общаться с обычными детьми, смотреть на них и стремиться повторять, чтобы научиться большему. Илья общается в соцсетях с самыми обычными подростками, в том числе с одноклассниками. Когда из-за коронавируса на дистанционное обучение перевели всех, Илья был очень рад, что видит своих одноклассников в Zoom и как будто присутствует с ними на уроках. Информатикой Илья увлекается с пятого класса, когда этот предмет начали преподавать в школе. Поступать планирует в Томский политехнический университет или другой вуз, где будет возможность дистанционного обучения. Это мечта Ольги — чтобы Илья получил высшее образование. И его мечта тоже. На компьютере Илья может сделать почти все: хоть смонтировать фильм ко дню рождения бабушки, хоть спроектировать 3D-макет Луны. И Олимпиаду Кружкового движения НТИ Илья тоже нашел сам, в интернете. Когда его команда прошла в финал профиля «Информационная безопасность» и надо было лететь в Сочи, в образовательный центр «Сириус», Ольга сомневалась: «Я говорила Илье, что это далеко и мы не поедем, а он в ответ губы надувал. Если ему что-то не нравится, он сразу губы надувает. Но учителя Ильи уговорили меня не упускать такую возможность». Отборочный тур олимпиады проходил дистанционно, поэтому ни организаторы, ни сокомандники Ильи не знали, что он подросток с особенностями развития. Илья решил честно предупредить всех заранее, написал всем письма, поделился сомнениями, что на финале будет мешать команде, а не помогать. Очень волновался, пока ждал ответа. Но его все поддержали и ответили: «Конечно, приезжай!» И действительно никаких проблем на финале не возникло, он прекрасно общался со всеми в Telegram. Сокомандники Ильи рассказали о том, что никаких сложностей в общении у них не возникало и впечатления только самые положительные. «Илья посвящает много времени информационной безопасности, и благодаря этому он очень ценный член команды, он специалист даже более высокого уровня, чем мы. Планируем и дальше участвовать в соревнованиях по информационной безопасности таким же составом», — рассказывает Илья Трейне. Вот что сам Илья написал об олимпиаде: «Олимпиада очень сложная. Я не думал, что пройду не то что в финал, но даже в командный этап. Я был очень рад пройти в командный этап и доказать себе, что я на что-то способен. А дойдя до финала, испытал радость в квадрате, ведь лишь немногие доходят до этого этапа. Информационная безопасность мне интересна тем, что в ней нет строгих шаблонов. Да, конечно, есть определенный чек-лист, но если ничего не подошло, остается импровизировать». Также Илья признался, что до Олимпиады Кружкового движения работал над несколькими проектами, но все они были провальными, так как в них он был руководителем. «Быть членом команды легче, главное найти общий язык с участниками и выполнять задания капитана. Я быстро научился работать в команде, потому что придерживался принципа “чем смогу, тем помогу” и выкладывался по полной», — признается мальчик. Ольга добавляет, что хоть состязания были для сына сложными, он в этом не сознавался: «Впечатлений от олимпиады много у нас обоих, и все только положительные. Илья прошел конкурс почти в 55 человек на место, поэтому то, что он оказался на финале, очень важно для его профессионального будущего. Он уже готовится пробовать еще раз. Ему всегда интересно проверять свои силы, и на все новое он реагирует улыбкой». Фото: пресс-служба Олимпиады НТИ О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!

«Говорит плохо, но говорит»: как подросток с ДЦП из российской глубинки покоряет инженерную олимпиаду
© Letidor.ru