«Весёлым горкам» закрутят гайки

Чтобы карусели, батуты и картинги в парках развлечений и торговых центрах не калечили людей, их владельцам придётся выполнять требования к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов. С 27 марта эти правила распространяются на качели средней степени риска.

«Весёлым горкам» закрутят гайки
© Парламентская газета

Инспектор на качелях

До 2019 года требования к техническому состоянию качелей не были закреплены в федеральном законодательстве, были лишь ГОСТ и техрегламент ЕАЭС, который распространяется на качели, выпущенные после 2018 года. Для более старых устройств никаких требований не было — как раз на них и распространяется действие требований, установленных Правительством.

Ещё одна проблема была в том, что ни один орган власти не был уполномочен проверять соблюдение техрегламента. Проверки начинались лишь после несчастных случаев. А они происходят с устрашающей регулярностью. Например, 28 февраля в московском торговом центре в Перове оборвалась деталь детского аттракциона. По данным СМИ, один ребёнок разбил губу, ещё двое отделались синяками и царапинами. Все травмы оказались незначительными, в больницу никого не забрали.

В январе 2019 года Гостехнадзор получил полномочия по проверке технического состояния аттракционов. Чиновники теперь могут проверять развлекательные механизмы в плановом порядке, а не после того, как очередной ребёнок получит травму на каком-нибудь видавшем виды «Паровозике» или плохо закреплённом батуте. Кроме того, все развлекательные механизмы и устройства должны регистрироваться в надзорном ведомстве.

Фиксация безопасности

Требования, установленные Правительством, призваны достичь нулевого травматизма, пояснял ранее «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

Согласно документу, владельцы обязаны следить, чтобы все гайки и болты аттракциона были на своих местах и все детали исправно работали. Двери кабин не могут быть гнутыми и помятыми, а все элементы фиксации пассажиров должны иметь дублирующие механизмы. Полы и платформы у качелей должны быть ровными и не скользкими. Есть даже требования к высоте ступенек.

Подвижные качели нужно ограждать заборами, на автодромах следует ставить мягкие барьеры, а вокруг быстро движущихся аттракционов, вроде «весёлых горок», нужно делать мягкие зоны приземления, если вдруг кто-то случайно вылетит с сиденья. Раскачивающиеся кабины «колёс обозрения» придётся фиксировать при посадке и высадке пассажиров. 

На видном месте должны быть предупреждения о том, чего нельзя делать на качелях. Персоналу следует следить, чтобы люди не нарушали технику безопасности: не высовывались из кабин, не раскручивали подвесные сиденья и так далее.

Не высоко и не низко

Требования к техническому состоянию аттракционов были утверждены Правительством в декабре 2019 года, но владельцам развлекательных устройств дали время на подготовку к исполнению новых правил. Три месяца назад, 27 декабря, они стали действовать для аттракционов высокой степени риска. Теперь настал черёд менее опасных каруселей.

Степени риска установлены в Техническом регламенте ЕАЭС «О безопасности аттракционов». Они зависят от трёх величин (всех вместе или одной): скорости движения, высоты подъёма и угла наклона сидений.

Для аттракционов средней степени риска установлены такие характеристики: скорость 10-20 метров в секунду, либо подъём или спуск с высоты 2-8 метров, либо наклон кресел на 45-135° вперёд / 105-135° назад / 60-120° вбок с одновременным подъёмом или спуском с высоты 2-3 метра.