Психолог рассказала, могут ли психологические проблемы тянуться не из детства

Человек, у которого резко ухудшается настроение и продолжительное время не дает ему комфортно существовать, либо сам пытается справиться с этой проблемой, либо обращается за помощью к психологу. И вот, стандартная ситуация: специалист сидит перед клиентом, внимательно слушает суть проблемы и оценивает позицию, с которой человек ее освещает. Затем обязательно спросит, были ли у человека какие-то переломные моменты в жизни, которые ввели его в состояние острого стресса.

Психолог рассказала, могут ли психологические проблемы тянуться не из детства
© Слово и Дело

Психология — наука тонкая и не до конца изученная. Метода-панацеи не существует, а клубок путаных человеческих воспоминаний и проблем, которые накладываются одна на другую, не так просто распутать. Но некоторые специалисты и не пытаются. Возможно, чтобы не терять лицо, если они не понимают, в чем причина возникшей психологической проблемы. А возможно, просто не хотят вчитываться в человека.

Это все к тому, что не услышав о каком-то серьезном моменте, который мог повлиять на развитие психологических проблем у пациента, не самый тактичный психолог все равно уверенно озвучит вердикт: все проблемы из детства.

Никто не спорит, что проще всего навредить психике человека тогда, когда она еще не окрепла. И никто не обесценивает психологические проблемы, которые действительно тянуться с самого нежного возраста. Могло случиться что угодно — смерть близкого человека, нападение, ограбление. Или могла быть длительная психологическая атака со стороны родителей, которые осознанно портили ребенку жизнь.

Но вот пациент все отрицает. Никто его не грабил, не похищал и не обижал в детстве. Он жил в хороших условиях, а его родители — добрейшие люди. И вот, психолог начинает его уговаривать, мол, это не так. Убеждать и «доказывать». Но специалисту же виднее — и человек начинает длительный процесс самокопания. Естественно, с консультациями у этого психолога — пациент подсаживается на иглу разъяснений своего состояния.

Может ли быть так, что человек был счастлив 40 лет, потом, вдруг, стал несчастлив без видимой причины, и оказалось, что все дело в его детстве? Никто не спорит, может, ведь психика человека — штука очень сложная. Но разбирать каждую ситуацию с такой позиции — польза сомнительная. Тем более обвинять во всех бедах ребенка его родителей. Психологам очень выгодно списывать любые проблемы на детство, ведь людей никто не учит по единому пособию, как правильно воспитывать своих детей. Для специалиста этот вариант беспроигрышный. И ему уже не важно, решит ли дальше человек свою насущную проблему, углубившись в воспоминания, и как сложатся его дальнейшие отношения с родителями.

Психолог Мария Макарова подтвердила для «Слово и Дело», что существует некая мода искать проблемы в детстве.

«Точнее, психоаналитический подход в этом заключается, но, когда на прием приходит человек с «готовым» диагнозом про детство — скорее всего, проблему нужно искать в другом месте. Все-таки в случае с проблемами из детства речь идет о неосознанных переживаниях, которые укоренились глубоко в подсознании».

Некоторые специалисты не докапываются до самой сути, когда пациент гордо заявляет о том, что никаких переломных моментов в его осознанной жизни не происходило. Возможно, они не оставили отпечатка в памяти, зато оставили его на психике. Задача психолога — уточнить, помочь вспомнить и проанализировать события, которые произошли в осознанном возрасте, а уже потом уходить в далекие воспоминания. Иначе будет выглядеть так, словно специалист играет на слепых пятнах памяти, внушая вещи, которые мозг человека интерпретировал по-другому, манипулируя сознанием.

«Утрата, абьюз — это весьма травматичные вещи, которые очень сильно влияют на личность в любом возрасте. Если это было давно и очень глубоко, то это долгий путь поисков и работы с этим опытом. Бывает, что человек вытеснил их настолько, что не может даже вспомнить», — предполагает Мария Макарова. — «Или выбраны такие защитные механизмы, что распутывать их тоже удается не сразу… это сложная работа как для клиента, так и для психолога».

Недобросовестные специалисты могут использовать все что угодно. Списывать состояние человека на ретроградный Меркурий, энергетические потоки, карты таро… вариантов много. Но сослаться на детство можно всегда — это самый простой вариант, который не заставит усомниться в профессионализме психолога.

Есть множество психологических проблем, которые человек «воспитывает» в себе самостоятельно, либо приобретает в ходе контакта с внешним миром уже в осознанном возрасте. Это и слабоволие, и чрезмерный страх неудач, низкая самооценка, беспочвенные фобии, эмоциональная зависимость от партнера в романтических отношениях, неадекватная реакция на разрыв этих отношений. Алкоголизм, замкнутость, необъяснимая тревожность. Зависимость от чужого мнения и отсутствие собственного. Список можно продолжать бесконечно.

И причины могут скрываться не в детстве. А в социальных трудностях — бедность и разорение, увольнение, выход на пенсию, переезд, стихийное бедствие, тяжелая болезнь. Или в травматичных для психики ситуациях — смерть близкого человека, измена и прочее. И если вторая группа примеров обусловлена острым стрессом и человек сразу будет знать, из-за чего его состояние нестабильно (если только он не ставит мощный барьер, о котором сказала Мария Макарова), то первая группа не ассоциируется у пациента с триггером. Ведь тот же выход на пенсию или смена окружения — это привычные в обществе вещи, пусть для самого человека они будут в новинку.

Если же человека действительно не отпускает прошлое, можно попробовать вначале проработать этот момент самостоятельно. Мария Макарова советует поговорить с собой откровенно. Признаться самому себе: «У меня был всякий опыт, и хороший и плохой. Зачем я выбираю именно негативный опыт сегодня? Для чего мне это нужно?». И уже после честного ответа решать, нужна ли в дальнейшем человеку помощь специалиста.

Это интересно: Мнение специалистов: лицензирование психологов остро необходимо в РФ