Войти в почту

Театр "Предел": "Команда" на сцене и в жизни

Премьеру "Команды" показали в Скопинском молодежном театре "Предел" 27 марта. Режиссер-постановщик спектакля – создатель и бессменный художественный руководитель "Предела" Владимир Дель. Разрешение на постановку в режиссерской версии дал лично Семен Злотников (75-летний драматург сейчас живет в Израиле). Роли исполнили юные артисты театра: Никита Шамсутдинов, Анна Зоткина, Варвара Кулешова, Матвей Пузаткин, Мария Бакленева, Светлана Попова, Альбина Крючкова, Елизавета Кирьянова, Кристина Ламакина, Анастасия Васильева, Алена Лисина, Ксения Сидорова, Вероника Черняева и Сергей Смирнов (он же выступил художником по свету). В постановке занята практически вся нынешняя молодежная труппа "Предела". Это создало первое отличие спектакля от литературной основы: у Злотникова всего 10 действующих лиц, включая грудного младенца, у Деля их оказалось 14. С ребеночком – 15. Это крохотный братик (или сестричка) одной из спортсменок: мама пошла в ресторан на чей-то юбилей, за младенцем надо смотреть, а у старшей тренировка… Младенца "играла" кукла, а также – все участницы постановки, передающие его из рук в руки и очень правдоподобно визжащие, когда он "описался". Мария Бакленева (Люся Голливуд). Режиссер доработал текст пьесы, добавив в него современные реалии. По окончании игры я спросила девочек-артисток, не казался ли им слог пьесы несколько театральным – они ответили, что все понятно. Тема "поиска любви" воплощена в пересказе переписок с парнями в соцсетях, а несбывшихся мечтаний – в отправке в "ЧС" (черный список). Гандбол Злотникова превратился в более универсальный волейбол. Даже в некий абстрактный спорт без явных атрибутов, олицетворяющий командный дух. Но главная интрига пьесы сохранена: важные соревнования буквально через неделю. Задача тренера – сплочение команды, чтобы слаженно работала на состязаниях. Стратегию достижения цели тренер Гоген Петрович понимает просто: девочки должны отринуть все личное и сосредоточиться на общем. Ради концентрации внимания на противопоставлении командного индивидуальному сцена оформлена плакатами: "Быстрее! Выше! Сильнее!" и "Команда! Мы – это больше, чем я и ты!" Но спортсмены свои задачи понимают по-другому – иначе бы просто не было пьесы. Точнее, каждый видит собственную задачу и стремится к ее реализации. Для большинства девушек это – обретение любви, создание семьи, реализация в роли жены и матери. Не зря же на сцене настойчиво появляется плачущий младенец!.. По реакции на него спортсменок легко сделать вывод, кто из них "женщина семьи", а кто – "женщина карьеры". Почти все девочки тетешкают малыша, значит, их гендерное самосознание вполне традиционно. К сожалению, как и то, что каждая первая готова уязвить подружку и даже "подставить" ее в глазах тренерах… У взрослых это называется "бабство". Образ тренера (Никита Шамсутдинов) не так однозначен, как кажется. У меня возник вопрос, что им движет: только ли спортивное честолюбие? Только ли забота об общем деле? Или он как лидер стремится занять главное место в жизни своих подопечных, не позволить им ни с кем иным делить свое внимание? Появившись на сцене, Гоген первым делом орет на девчонок. Пыжову заставляет подобрать волосы, за брошенное в ее адрес слово "растрепа" заставляет извиниться Алевтину, но после этого провозглашает: "В команде должна быть любовь! Все должны уважать друг друга!" Он "суров, но справедлив", или же авторитарен? Впрочем, эта многозначность, скорее, заложена в герое пьесы. Молодой артист "Предела" играет не такую сложную гамму человеческих страстей, а просто гиперответственного парня, который духом и мыслями весь в "команде" и искренне не "догоняет", почему остальные не принимают "Мы – это больше, чем я и ты!". "Команда" молодых артистов. Но местоимение "мы" означает не только рабочий, но и семейный союз – и в эту сторону неуклонно развивается комедия с момента, когда на сцене появляется таджик Юван (Матвей Пузаткин), влюбленный в Алевтину (Анна Зоткина), и приносит ей свадебное платье. У Злотникова он – участник кругосветного велопробега. В нынешней истории его образ, скорее, тяготел бы в сторону "гастарбайтера". Поэтому режиссер Владимир Дель вложил в его персонаж силу стихийного бедствия. Главная стихийная сила в мире – любовь. Она возникает внезапно, из ниоткуда, и создает угрозу для команды. Как по волшебству, на сцене является целая куча пышных белых платьев, и девочки с восторгом облачаются в них (платья для реквизита помогли купить власти и подарили жители города). "Невесты" пытаются продолжать тренировку, но какой уж тут бег по кругу с длинными юбками… Любовь играючи побеждает спорт. Алевтина и Юван остаются вместе. В финале девочки платья сбрасывают и бегут, а тренер ничком лежит на куче свадебных нарядов, осознавая то новое, что принесла ему эта безумная разминка… "Спор" Ювана и Гогена. Кода спектакля Деля формально похожа на завершение пьесы Злотникова – тренировка продолжается, – но у нее другая интонация. У режиссера и его учеников получилась притча о том, что субъективность всегда победит командную идеологию. Думаю, что Злотников, написавший пьесу в середине 1980-х, когда социалистический коллективизм еще торжествовал, заложил обратную мораль. Рассматривать "Команду" только как гимн индивидуализму тоже нельзя. Не все основополагающие вещи пересматриваются со сменой эпох и идеологий. В творческих коллективах без командного духа невозможно – и об этой простой истине тоже напоминает нам пьеса!.. Об этом заговорил постановщик после спектакля. – Конечно, я этот спектакль поставил еще и о себе: как трудно создать коллектив, команду, - признался Владимир Фердинандович. – Сюда приходят люди самые разные, у каждого свое: у кого радости, у кого – проблемы, у кого личные дела… И чтобы собрать воедино такой спектакль, нужно очень много усилий и энергии! Режиссер поблагодарил ребят за то, что они полностью "выложились" в спектакле. Они, в свою очередь, в порядке благодарности трижды хором прокричали лозунг из спектакля: "Команда – это больше, чем я и ты!". Улучив момент, я спросила девочек – участниц спектакля, как они понимают сыгранную ими пьесу, кто более прав – тренер или их героини? "Все по-своему правы", - разумно ответили актрисы. Но как же быть в таких вот случаях? - Нужно всего по чуть-чуть. Чуть-чуть любви и чуть-чуть сплоченности. И тогда будет все хорошо, - прозвучало общее мнение. С ним не хочется спорить. Получается, что в часовом энергичном и смешном спектакле скрыто несколько глубоких смыслов, он задает глобальные вопросы и требует не сиюминутных ответов, а осмысления своего места в жизни, выбранной роли, гражданской позиции… В "Пределе" каждое представление неизменно завершается обсуждением со зрителями. Но в этот раз получился праздник, а не дискуссия – во-первых, День театра, а во-вторых, в зале было много близких родственников и педагогов юных артистов, которые горели нетерпением выразить им свое восхищение. И тут театральная условность торжества любви легко и непринужденно перешла на реальность. Артистке Варваре Кулешовой, студентке электротехнического колледжа, сделал предложение руки и сердца артист Сергей Свиридов, студент МГУ и неоднократный победитель конкурса чтецов "Живая классика" от Рязанской области. Юноша встал на одно колено и преподнес избраннице кольцо во время поздравления актеров. Хорошо подготовленный экспромт оценили все свидетели эффектного жеста. Желаем, чтобы этим двум молодым творческим людям не пришлось впредь делать выбор между любовью и "командой"!

Театр "Предел": "Команда" на сцене и в жизни
© Ревизор.ru