"Надо приучать ребенка работать головой"
Театр для взрослых "начинается с вешалки". А театр для детей? Театр для детей должен начинаться с открытых глаз ребёнка, с распахнутых глаз, с удивления, фантазии, с ярких красок, с замечательных сюжетов. И сегодня театр для детей должен начинаться с нашей детской классики. Например, с произведения Корнея Чуковского "Федорино горе". Фото: origin-production.wikiwand.com В чем для вас главное отличие постановки для детей? Главное отличие от взрослого спектакля – в спектакле для детей должна быть ясная, точная мысль. Точный посыл для ребёнка через спектакль. Маленькому человеку сложно отследить вторые и третье планы – должна быть понятность, красочность, фантазийность. Это не значит, что спектакль должен быть плоским. Ни в коем случае! Дети сейчас достаточно образованы, как сейчас говорят, достаточно продвинуты, поэтому спектакли должны быть интересными и не плоскими, но, в то же время, с понятным и ясным посылом. Почему театр выбирает именно классические произведения? Потому что в классике есть ясность, в классике есть талант. Классика – она потому и классика, что она проверена временем. Если это, например, "Федорино горе", то она проверена миллионами детей, десятками миллионов детей. Она проверена мной, когда я был маленьким, она проверена моими детьми и внуками. Она проверена на искренность, она проверена на талант, на нежность и глубину. Фото: moscultura.ru Актеры, которые играют для детей. Какими чертами они должны обладать, каждый ли актер может сыграть в детской пьесе? Режиссер детского театра и взрослого театра – это разные люди? И актёр, и режиссер в детском театре должны быть даже не немного детьми, а много детьми. Они должны настроиться на детскую волну. Они должны настроиться на детскую фантазию и игру, на придумку. Режиссер должен точно так же как и ребёнок познавать этот мир. У него должны быть такие же широко открытые глаза, как у ребёнка. И только тогда он сможет настроиться на детскую волну и детскую тональность. И актер, который играет в спектакле для детей, не должен уходить в заумь, он должен быть ясным, интересным и понятным. Актёр в таком театре, например, в спектакле "Федорино горе", не может бояться быть утюгом или самоваром, он должен быть счастлив, что ему доводится сыграть сковородку, ложку, чайник, чашку или самовар. Он радуется этому также, как и ребёнок играющий в ложку, вилку или тарелку. Фото: moscultura.ru Возникают ли в зале, во время спектакля, нестандартные ситуации? (Может быть, дети кричат, пытаются выбежать на сцену)? Да, у нас иногда встречаются нестандартные ситуации, но они скорее весёлые. Иногда маленькие зрители, правда, выбегают. Такая ситуация была у нас, например, на спектакле "Пеппи Длинныйчулок", когда мальчик в сцене цирка выбежал на сцену. Ну, он побывал на сцене, а потом ребята его аккуратненько отвели в зал. Еще бывают случаи, как вот совсем недавно, когда исполнитель роли диджея "Московская История 1205" Арсений Васильевых так заигрался, что упал в зрительный зал – промахнулся мимо сцены, чем очень повеселил публику в первом ряду. Такие вот веселые, в основном, моменты бывают. О грустных не будем. Иногда, конечно, случается всякое. Иногда и плохо кому-то за кулисами, но мы через это проходим. Как в обычном театре – всё бывает. Фото: moscultura.ru Любимый спектакль художественного руководителя? Есть ли у Вас запомнившиеся детские книжки? Любимый спектакль… Ну, знаете как, все дети любимые. Не бывает, что этого ребёнка я люблю меньше, а этого больше. Спектакли ведь тоже как дети. Они тоже рождаются от большой любви – любви к театру. И, конечно, я люблю все спектакли, какие есть у нас в репертуаре. Особняком стоит лишь "Сон о дожде". Это очень странный спектакль, я даже не очень понимаю, как он получился. Скорее всего, это нам помогала, можно сказать, какая-то рука сверху. А про книжки – конечно! В детстве я очень много читал. Одна из любимых "Приключения Тома Сойера". Конечно, прочёл все книжки Волкова про Элли. И особенно запомнилась "Семь подземных королей". Почему-то она была самой любимой из цикла книг о Волшебной стране. Я любил её больше, чем "Урфин Джюс и его деревянные солдаты", даже больше, чем первую книжку. Любил еще книжки Гайдара, особенно "На графских развалинах". Считаю, что это незаслуженно забытая приключенческая повесть. Была книжка, которая называлась "Артёмка" автора Василенко и, конечно, "Кондуит и Швамбрания" Льва Кассиля. Фото: orpheusradio.ru Когда стал постарше – стал увлекаться фантастикой. Очень полюбил Джека Лондона. Он был одним из моих любимых авторов от 13 до 16 лет. Я прочитал практически всего Джека Лондона, все 12 томов. Из фантастики – Иван Ефремов, Артур Кларк, Стругацкие, безусловно, "Понедельник начинается в субботу", "Пикник на обочине". А дальше, во взрослом возрасте, был уже и Булгаков, и Толстой, и Чехов. Там уже был другой состав писателей. Как Вам кажется, сейчас есть проблема с хорошей детской литературой, с пьесами для детей? Конечно. Проблема хорошей детской литературой существует. Могу сказать, что последним серьезным автором, который действительно писал для детей и подростков, был Анатолий Алексин. С того времени, когда Анатолий Алексин эмигрировал в Израиль детская литература прекратилась. Ушел Алексин, ушел Драгунский, ушел Носов, и детские писатели стали не в чести. Могу сказать, что такой литературы, детской, мощной, когда было издательство ДЕТГИЗ, когда была специальная детская редакция на Центральном телевидении, уже нет. Это было очень сильно, были сборники детской литературы, были, детские журналы "Костёр", "Мурзилка", журнал "Пионер" - там тоже печатались интересные детские повести и рассказы. Вспоминается, конечно, журнал "Юность", хоть он был и для более старшего поколения, но, тем не менее. Мне было 15-17 лет, когда мои родители выписывали этот журнал для меня. Фото:worldpodium.ru Сейчас практически отсутствует детская серьезная литература. Более того, что касается детской драматургии – её вообще нет. То же относится и к детской музыке – музыке для детей. Понимаете, раньше была целая плеяда композиторов, писателей и поэтов. Это и Кабалевский, и Пахмутова, и Чичков, и Рыбников, и, конечно, Крылатов, и Дашкевич, автор музыки к "Пеппи Длинный чулок" - это всё была классика музыкальной литературы для детей и подростков. Сейчас, к сожалению, этого нет. Это огромная проблема и для нашего театра в том числе. Музыка – душа любого спектакля и особенно детского. Как подбирается музыка? Обязательно ли она должны быть оригинальной? Мы стараемся, чтобы музыка всегда была оригинальной и никогда не делаем подбор музыки к спектаклю. Я считаю, что это не стиль нашего театра. К сожалению, практически 100% всех детских спектаклей в театрах, где играют дети, если это музыкальные спектакли, то это наборная музыка. То есть, музыку подбирают. И, зачастую, не самого высокого качества. Мы же стараемся работать с авторами. И это либо уже написанная музыка, как, например, "В Детской" или "Пеппи Длинныйчулок", или специально написанные для нашего театра мелодии – "Приключения Тома Сойера", "Московская история 1205", "Баранкин, будь человеком". Для тех спектаклей, над которыми мы работаем сейчас ("Республика ШКИД", например,) это тоже специально написанная для нас, для нашего театра, музыка Алексеем Шелыгиным. Или это "Волшебник Изумрудного города" Евгения Загота, музыка, которую хоть он написал и не для нас, но, тем не менее, она является авторской музыкой. Единственный спектакль с побранной музыкой – это спектакль "Сон о дожде", где звучит народная русская музыка, там, наверно, авторы разные были. Есть мнение, что главная проблема детского театра – это родители, которые не хотят прививать у детей любовь к театру. Как на них повлиять? Ну, почему? Мне, кажется, что это не самая главная проблема. Родители с удовольствием приводят детей в наш театр. Проблема в другом. Очень важно то, что окружает ребенка, а это сегодня абсолютно компьютеризированная жизнь. Ребёнок разучается мыслить, думать самостоятельно, ему трудно общаться с людьми, сверстниками. То есть общение ограничивается разговором по телефону и сообщениями. Остается, конечно, школа, где ты вынужден общаться со сверстниками, потому что ты с ними рядом, за партой. Но, тем не менее, даже в школах, я точно это знаю от ребят, всё равно общение ограничено. Не так, как было раньше. Вот это сейчас проблема. Как ребёнка увлечь живым творчеством, театром? Главная функция театра – развлекательная или образовательная? В нашем случае этот вопрос можно отнести и к зрительской аудитории, и к нашим актёрам, которые тоже являются детьми. В театре есть всё. Люди приходят в театр – и они должны получить зрелище, яркий спектакль, но это спектакль должен чему-то научить. В крайнем случае, познакомить с какими-то героями, с какой-то литературой. И, может быть, ребёнок после этого возьмёт книжку и начнет её читать. К тому же, мы в театре стараемся, чтобы не только ребёнок мог увидеть что-то новое, но и чтобы взрослому человеку было интересно то, что мы показываем. Для наших же ребят, юных артистов, которые на сцене, это совершенно другая сторона. Они учатся общаться друг с другом, публикой, с текстом, с литературой, учатся искать второй план, быть дисциплинированными, трудиться. Ведь театр – это труд. Спектакль идёт полтора часа, но до того как он начнется, нужно репетировать, репетировать и репетировать. Месяцами. Вот к этому и приучает театр наших актёров: к общению, к пониманию, к умению, как я всегда говорю, слышать, а не просто слушать и видеть, а не просто смотреть. Видите ли опасность в кибергероях, ставших кумирами у детей в Интернете? Конечно. Я считаю, что интернет – это очень опасная штука. Он очень полезен из-за огромного объема содержащейся в нём информации. Но, если раньше для того, что бы почерпнуть информацию, найти её, мы шли в библиотеку, заказывали книги, читали, то сейчас этого нет. Я просто задаю в интернете вопрос и получаю короткий и ясный ответ. Нет труда, нет счастья находки, нет счастья обретения чего-то через труд, через чтение литературы. Не только художественной, но и научной тоже. Всё можно очень быстро, точно и четко почерпнуть. Вот и компьютерные герои. Они очень просчитываемые, очень ясные, понятные. Нет никакого второго плана. Если это злодей, то он выглядит, как злодей. Если добрый, то и выглядит, как добрый. Это не приучает ребёнка работать головой, он просто кушает то, что ему даёт интернет. В сжатом виде. Так сказать, концентрированная еда