Войти в почту

У него нет своего мнения, и он постоянно сидит в телефоне: 5 проблем современных детей

Наши папы и мамы не знали, как загнать нас с улицы домой или заставить отложить очередные «Три мушкетера» и сесть за уроки. Современные дети на улицу не рвутся, а книгам предпочитают планшет или телефон. Вместе с редакцией «Малыш» (издательство АСТ) разбираемся, какие проблемы приходится решать родителям сейчас и как с ними справиться без ультиматумов и скандалов.1ГаджетозависимостьМы все знаем о вреде гаджетов — но, признаемся честно, даем ребенку планшет, когда силы на исходе, хочется спокойно попить чай, поговорить по телефону, закончить работу, отдохнуть от «когда мы уже приедем» в пробке. Дети быстро входят во вкус и начинают просить гаджет, даже когда у папы или мамы есть и желание и возможность поиграть с ними. Ребенок становится подростком, контролировать которого куда сложнее, и все больше погружается в виртуальные развлечения и общение в Сети. Уговоры и скандалы не работают, разве что мама в порыве гнева отключит вайфай и на время конфискует телефон.Но есть и более продуктивные и бережные способы решения проблемы. Психологи советуют:переключать внимание ребенка с простеньких игр на более полезный контент;устанавливать screen time (например, используя родительский контроль);найти офлайн-занятия, интересные и ребенку, и родителям.[data-stk-css="stkL7dTI"]:not(#stk):not(#stk):not(style){box-shadow: -10px 10px 1px rgba(244, 246, 247, 1)}О том, как общаться с детьми разного возраста и преодолевать сложности воспитания, рассказывает новая серия книг «Легкий старт», которая вышла в издательстве АСТ. В каждой — теория и практические упражнения, помогающие понять ребенка и найти подход к нему. Как справиться с зависимостью от смартфона, избежать школьной дезадаптации, выявить отклонения от нормы в развитии и понять, стоит ли отвести ребенка к психологу, — все это можно узнать в книге «Нейропсихологические занятия для детей», автор которой Елена Тимощенко — нейродефектолог и логопед. Родители найдут здесь не только теорию, но и полезные нейропсихологические упражнения и игры для развития мозга ребенка.2Переизбыток информации и отсутствие критического мышленияРаньше основным источником информации были книги, несколько газет и два телеканала. Сейчас количество новостей просто зашкаливает, причем занимаются ими не только профессиональные журналисты, а все желающие. Друзья в социальных сетях, авторы телеграм-каналов, видеоблогеры транслируют зашкаливающее количество противоречивой и непроверенной информации.Проанализировать и сделать правильные выводы сложно. Недостаточно просто запрещать «смотреть всякую ерунду», важно еще и обсуждать новости, которые тревожат ребенка. Если он приходит с заявлением вроде: «Школы закроют до 2023 года», или «Никакого коронавируса не существует», расспросите, откуда он взял эту информацию и почему считает, что источнику можно доверять. Задача родителя — научить критически оценивать все услышанное или прочитанное.3Нежелание читать«Современные дети стали меньше читать. Вот мы в их возрасте два раза в неделю минимум ходили в библиотеку!» — эти утверждения отчасти справедливы. Но не менее справедливо и то, что для нас книги были основным способом бегства из реальности, а у наших детей таких вариантов множество: от сетевых игр, где можно стать гоблином и эльфом, до социальных сетей и общения в тематических группах. По данным исследований, меньше 20% подростков регулярно читают, и 80% проводят свободное время в социальных сетях. Чтение для удовольствия и вовсе становится редким.Главный удар приняла на себя классика из школьной программы. Если Роулинг ребенок может прочитать и по доброй воле, то до томов Тургенева и Гончарова руки у него доходят редко. Тем более что многочисленные сайты предлагают прочитать необходимые произведения в кратком пересказе, с акцентом на самые важные моменты. Для того чтобы написать сочинение, хватит, а вот полюбить таким образом русскую литературу вряд ли получится.Выходом может стать скорочтение, ведь, если произведение из школьного списка можно прочитать не за неделю, а за день, почему не сделать это самостоятельно? А там, возможно, и стиль понравится, и моральные дилеммы зацепят. Приятный бонус: на выполнение домашней работы будет уходить меньше времени.[data-stk-css="stkyRrKM"]:not(#stk):not(#stk):not(style){box-shadow: -10px 10px 1px rgba(244, 246, 247, 1)}В серии АСТ «Легкий старт» для этого есть книга «Скорочтение», которая на 90% состоит из практических упражнений. Они помогут ребенку не только «глотать» книги (со скоростью до 15 тысяч знаков в минуту!), но и понимать суть текста, делать выводы, а также быстро принимать решения в повседневной жизни. Чем быстрее ребенок читает, тем легче ему ориентироваться в потоке информации, так что сформировать критическое мышление это тоже поможет. Автор пособия — Инна Каулина, тренер и руководитель «Евразийского центра скорочтения KINNA» — доказала эффективность своей методики тысячами довольных учеников.[data-stk-css="stkdpHPt"]:not(#stk):not(#stk):not(style){box-shadow: inset 0 0 0 5px rgba(244, 246, 247, 1)}[data-stk-css="stkL7dTI"]:not(#stk):not(#stk):not(style){box-shadow: -10px 10px 1px rgba(244, 246, 247, 1)}[data-stk-css="stkmK9gS"]:not(#stk):not(#stk):not(style){box-shadow: -10px 10px 1px rgba(107, 190, 122, 1)}4Эмоциональная безграмотностьВ нашем детстве существовал негласный запрет на отрицательные эмоции: не ной, не бойся, возьми себя в руки. Мамам и в голову не приходило всерьез обсуждать с трехлетним карапузом, что он расстроен, зол и хочет побыть один. Сейчас психологи все чаще говорят, как важно понимать свои чувства и транслировать их, а еще быть бережным к чужим. Но, откровенно говоря, нам и самим не всегда это легко удается.[data-stk-css="stknWXgj"]:not(#stk):not(#stk):not(style){box-shadow: -10px 10px 1px rgba(244, 246, 247, 1)}Развивать эмоциональный интеллект, то есть способность понимать свои и чужие эмоции, можно еще в раннем детстве. Психологи рекомендуют проговаривать все чувства малыша — когда он злится, не поделив игрушку на детской площадке, или плачет, потому что не хочет отпускать маму в магазин. Есть и специальные упражнения для развития EQ — такие собраны в книге «Эмоциональный интеллект» от АСТ, написанной авторским коллективом под руководством доктора психологических наук Елены Сергиенко. Пособие объяснит ребенку, что вредных эмоций нет, главное — направить их в нужное русло (даже злость может быть полезна!). С помощью материалов книги будет легче обсудить важные проблемы, такие как страх неудачи, буллинг, потеря мотивации, и помочь с ними справиться.[data-stk-css="stkEG_2B"]:not(#stk):not(#stk):not(style){box-shadow: inset 0 0 0 5px rgba(244, 246, 247, 1)}[data-stk-css="stkyRrKM"]:not(#stk):not(#stk):not(style){box-shadow: -10px 10px 1px rgba(244, 246, 247, 1)}5Трудности с концентрацией вниманияСовременное поколение называют поколением золотых рыбок: одно из исследований показало, что концентрация внимания у людей за последние годы стала ниже, чем у этих аквариумных питомцев: с 12 секунд в 2000 году до 8 секунд в 2015-м. Современные психологи убеждены, что гаджеты плохо влияют на развитие высших психических функций, в том числе мышления, воображения и внимания: это происходит потому, что долговременная память ребенка практически не задействуется. Школьником гораздо сложнее сосредоточиться на каком-то одном деле, будь то чтение, уборка комнаты или решение задачи по геометрии.Помочь могут специальные упражнения вроде «Минуты тишины»: его рекомендуют проводить перед началом любой умственной деятельности. Пусть ребенок молча посидит и расслабится, пока на песочных часах или большом циферблате отсчитывается минута. Такая практика запрограммирует мозг ребенка и в дальнейшем поможет ему быстро фокусироваться. Похожие интересные и простые задания можно найти в книгах серии «Легкий старт», где собраны прогрессивные игровые методики от практикующих психологов.[data-stk-css="stkFi6Nw"]:not(#stk):not(#stk):not(style){box-shadow: inset 0 0 0 5px rgba(244, 246, 247, 1)}

У него нет своего мнения, и он постоянно сидит в телефоне: 5 проблем современных детей
© CHIPS journal