Последняя планета нижегородских марийцев

Почти в 300 километрах от Нижнего Новгорода находится деревня с необычным названием Марс. В преддверии юбилея первого полета человека в Космос корреспондент ИА «Время Н» побывала там и пообщалась с главой местной администрации Ириной Алтаевой. Она рассказала о том, как сегодня живет деревня и ее население, которое мечтает вернуть туда жизнь.

Последняя планета нижегородских марийцев
© "Время Н" РИА

— Расскажите, откуда у деревни появилось такое необычное название?

— Говорят, что люди, переезжавшие сюда, были начитанные, поэтому взяли название «Марс» из книг.

— Какой смысл в него вложили?

— Деревня Марс как отдельная планета, местные жители хотели отделиться, создав свое государство. Первые семьи переехали сюда из деревни Кочеево. Начинали здесь проживать люди, которые хорошо жили. До сих пор мы сравниваем две деревни Кочеево и Марс как поселения, где более работающее население. Как мы говорим: «Пока не доделают, не свернут с пути». Не все семьи могли сюда переехать, первый переселенец Дружинин Яков Семенович брал к себе людей работящих.

Первыми переехали сюда и перезимовали всего три семьи: Дружинин Яков Семенович, Краснов Алексей Михайлович, Ураков Михаил Ильич, остальные переселились уже в 1930 году. Члены товарищества имели общую землю, а инвентарь, лошади, коровы оставались в личной собственности.

— Сколько домов было раньше в деревне Марс?

— Раньше в этой деревне было все: и детский сад, и школа, и колхоз, и кузня. Было более двадцати домов. Семьи жили традиционно — папа, мама, бабушка и мы — дети, сразу несколько поколений в одном доме. А потом, когда началось строительство домов от колхозов, семьи начали потихонечку уезжать от старшего поколения, отделяться поближе к школам и работе. Но коренные жители старались держаться за свое место. Сейчас из постоянно живущих всего четыре дома, остальные приезжают только летом как на дачу. Раньше и семьи были большие — не менее пяти детей. Такие семьи чтили.

— У вас есть священные рощи, можете об этом рассказать?

— В основном рощи находятся, где марийские деревни, большинство из них уже не действующие. Раньше ведь у нас было язычество. Мой дядька был картом, это старейшина, который ведет в рощу и проводит ритуалы. У каждой деревни был свой карт, иногда не один. Раньше, когда кто-то болел в семье или был плохой урожай, не было дождя, люди просили благополучия. Были коллективные походы в рощу. Выбирали в основном летнее время, так как в зимнее было очень тяжело попасть.

В день, когда проводили обряд, колхоз не работал и все население отдыхало. За день до похода в рощу население ходило в баню, в рощу шли только чистыми. И на следующий день карт выбирал несколько человек с собой и проводили жертвоприношение, всегда резали домашних животных в рощах — начиная с гусей, уток и до крупного рогатого скота.

В этих рощах раньше были кострища, стоял стол, иконы, оттуда ничего не выносили. Кости потом закапывали, а потом сжигали в печи с молитвой. В семьях тоже проводили такой ритуал, если кто-то болел его всегда нужно было обязательно завершить. Мясо животных потом съедали всей семьей и приглашали всех родственников.

— Сохранился ли этот обряд в наше время?

— Коллективный и общинных обрядов уже не проводят, но семейные остались. Не осталось картов и молодежь уже не интересуется этим. Эти места еще есть, но многие уже повреждены ураганами. Но зачастую рощи не пускали к себе просто интересующихся или искателей старинных монет. Происходили странные вещи. В Черномужском сельском совете есть шесть рощ. В русских деревнях такого нет.