И жнец, и чтец, и на дуде игрец
Николай Павлович Акимов, уроженец Харькова, появился на свет 16 апреля 1901 года в семье железнодорожника. В возрасте десяти лет переехал с семьей в Санкт-Петербург. Спустя 4 года стал учиться изобразительному искусству, брал уроки в частной студии С.М. Зайденберга, затем поступил на работу в мастерской. То была мастерская плаката Пролеткульта в Петрограде – одна из первых советских художественных мастерских. Однако работа в этой мастерской в 1918 году не принесла не то что финансового благополучия – по словам будущего режиссера, "гонимый голодом, холодом, разрухой, нуждой", он был вынужден вернуться в Харьков. Там Акимов поучаствовал в Первой совместной выставке-продаже, где, помимо профессиональных мастеров, выставлялись художники-самоучки. Работы Акимова были весьма успешными, и спустя два года Николай Павлович уже преподавал рисунок. Николай Акимов. Фото: m.polit.ru Тогда его жизнь стала тесно связана с театром, он работал в качестве художника в театре для детей. Вернувшись в Петербург, он снова начал учебу по художественной части, на которой сблизился с драматургом Евреиновым. Тот, в свою очередь, познакомил Акимова с режиссером Крыжицким. Они сдружились, и в 1923-24 годах Акимов оформил постановки в Современном синтетическом театре. К примеру, "Девственный лес" Э. Толлера в Большом драматическом театре и "Озеро Люль" А. М. Файко в Академическом театре драмы. Затем Евреинов представил Акимова Николаю Петрову, режиссеру "Вольной комедии". Оформление эксцентрического представления "Бунт времени" С. А. Тимошенко на сцене филиала "Вольной комедии" — ночного кабаре "Балаганчик" стало началом длительного сотрудничества Акимова с Петровым. Работа художника в этом представлении была особо отмечена петроградским еженедельником "Театр". Череда знакомств привела Н.П. Акимова к директору издательства "Academia" А.А. Короленко. Благодаря заказам от этого издательства, портфолио художника пополнилось обложками и иллюстрациями к произведениям французских авторов Жюля Ромена и Пьера Боста. В возрасте 26-ти лет издательство выпустило сборник, посвященный Акимову. В том же году он провел свою первую персональную выставку работ. Макет к спектаклю "Конец Криворыльска", поставленному в 1926 году в Театре драмы им. А. С. Пушкина, был послан в Милан на Международную выставку. Фото: fb.ru Первой самостоятельной режиссерской работой для Акимова стал "Гамлет" в театре Сатиры. Но в то время даже музыка Дмитрия Шостаковича, которой сопровождалась инсценировка, не могла спасти от осуждения и цензуры. Не исключено даже, что сотрудничество с Шостаковичем было "фактором риска" для Акимова. Пройдет четыре года – и Дмитрий Шостакович получит за оперу "Леди Макбет Мценского уезда" "знаменитую" оценку: "Какофония и сумбур вместо музыки". Хотя спустя десятилетия акимовская постановка "Гамлета" стала вызывать только положительную реакцию публики. Как мы знаем, впоследствии ленинградский театр сатиры стали называть просто – "акимовским". В 1939 году, когда спектакль "Гамлет" уже давно не шёл, на 1-й Всесоюзной режиссёрской конференции его вспоминали как яркий пример чуждого театрального искусства. Спустя два года после первой постановки Николай Акимов развелся с первой женой – коллегой по цеху, кинорежиссером Надеждой Кошеверовой. Развод не помешал творческому взаимодействию бывших супругов. Вместе с Кошеверовой они снимут фильмы "Золушка" (1947 год, советская детская классика) и "Тени", где Акимов выступит режиссером. На съемках "Золушки" была и будущая супруга Акимова – Елена Юнгер, она сыграла Анну. В 1936 году Елена вместе с ведущими артистами Экспериментальной театральной мастерской вошла в труппу Театра Комедии, которую возглавил Н. П. Акимов. С 1936 по 1947 год в Ленинградском театре комедии, Акимов стал режиссером и художником таких спектаклей, как: "Собака на сене" (1936) и "Валенсианская вдова" (1939) Лопе де Вега, "Давным-давно" (1941) А. Гладкова, "Путешествие Перришона" (1946) Э. Лабиша, "Остров мира" (1947) Е. Петрова. Елена Юнгер в фильме "Золушка". Фото: m.kino-teatr.ru После войны, вернувшись из эвакуации в Душанбе, Николай Павлович был главным режиссером и художником Ленинградского Нового театра (Театр им. Ленсовета). С 1954 года преподавал в институте сценических искусств на протяжении шести лет. С 1960 года — профессор, продолжающий театральную деятельность: был режиссером-постановщиком таких спектаклей, как "Чемодан с наклейками" Д. Угрюмова, "Дон Жуан" Д. Байрона, наконец, в 1967 "Звонок в пустую квартиру" Д. Угрюмова. Именно Николай Павлович Акимов основал художественно-постановочное отделение института. Последние годы его жизни были отдаы театру. Умер Николай Павлович Акимов от инфаркта во время гастролей "своего" театра в Москве в 1968 году. Это были невероятно успешные гастроли. Говорят, после каждого спектакля зрители скандировали: "Акимов! Акимов! Акимов!" И он выходил вместе с актерами на авансцену кланяться. А 7 сентября 1968 года артисты вышли на поклон без него… В ту ночь Николая Павловича не стало.