Спасти детство: какова «изнанка» полицейских рейдов в Благовещенске
Детективная история
Когда я зашла в винно-водочный магазин на улице Ленина, Тамара Макеева уже собирала информацию и проводила проверку. В помещении также находились «виновник торжества» и его родители. Оказалось, здесь развернулся настоящий детектив.
Накануне, в субботу 10 апреля, у 16-летнего подростка был день рождения. Вместе с другом они решили отпраздновать это, выпив водки. Пришли в магазин, показали фото паспорта с изменённым в приложении годом рождения и приобрели алкоголь. Но бесследно это не прошло: именинник отравился и попал в больницу. Родители выпытали у сына, где он купил бутылку, и решили вывести продавцов на чистую воду: дали мальчику денег и вновь отправили в тот же магазин за алкоголем. А когда сын вышел с покупкой, вызвали полицию.
Продавец магазина полностью отрицала свою вину, хотя признала, что дети регулярно пытаются приобрести у неё алкоголь – но всегда получают отказ! Женщина заверяла, что продала бутылку водки не мальчику, а мужчине, который в то же время зашёл в отдел. Вот только сам подросток утверждал, что был в магазине один. А его мама рассказала, что, когда она зашла в торговую точку, чтобы поймать продавца с поличным и вызвать полицию, сотрудница умоляла не делать этого.
Она предлагала вернуть деньги и всё забыть, лишь бы я никуда не звонила. Кстати, чек сыну она не дала – сказала, что боится, - поведала мне мать мальчика.
На просьбу предоставить паспорт продавец ответила, что при себе документа у неё нет. Тогда инспектор попросила медицинскую книжку – по закону она должна находиться у продавца во время работы. Женщина пообещала её показать, но документ так никто и не увидел.
Пока всё это происходило, в магазин зашли подростки, но, увидев женщину в форме, вылетели, как ошпаренные.
Между тем, по словам инспектора Тамары Васильевны, на магазин не раз поступали жалобы по этому поводу. К сожалению, выявить факт помогло подорванное здоровье ребенка. Отчасти поэтому Макеева верит родителям и самому подростку, хотя платил он наличными, а в помещении не было камер, чтобы запечатлеть покупку. Сейчас за реализацию алкоголя детям продавцу грозит штраф в размере 30 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю – от 150 тысяч.
Девочка с пятого этажа
Далее мы отправились на Театральную, 30/2: там накануне видели четырехлетнюю девочку, стоявшую в окне пятого этажа. Дверь в квартиру открыл сам ребёнок. Малышка сказала, что мама спит, а сама она наводит порядок, и впустила нас внутрь.
От увиденного в квартире я, мягко говоря, впала в шок. В помещении чувствовался неприятный запах, повсюду были разбросаны вещи и игрушки, ползали тараканы. В таких условиях живут мама, папа и трое детей – девочка и двое мальчишек 10 и 17 лет, а ещё кошка, котята и кролики. Младший брат ходит в школу, старший уже работает. Их сестра садик не посещает.
Разбудить мать инспектору удалось не без труда. Попасть к ней в гости, как рассказала Тамара Макеева, непросто: женщина не всегда открывает дверь с первого раза, а когда пьёт, сбрасывает звонки и отключает телефон. Сама она чуть позже объяснила неотвеченные вызовы ревностью сожителя: в порыве эмоций он разбивает её гаджеты.
В день нашего визита женщина (назовём её Валентиной – все имена в материале изменены), по её собственным словам, не употребляла. Пила накануне, но много – причиной стала годовщина похорон отца.
- С кем пили? – спросила инспектор
- А там мужик не лежит? – указала Валентина на соседнюю комнату.
- Лежит.
- Вот с ним.
Поговорив немного с матерью, Тамара Васильевна решила пообщаться с ребенком. Улыбнулась: «Мы с тобой сегодня даже не обнимались», и напомнила, что говорить нужно только правду, ведь «друзей обманывать нельзя».
Мама постоянно пьёт водку, только немножко. У нас есть магазин винно-водочный, где есть разные водки, но она покупает только «Тельняшку», - откровенно рассказала малышка.
Её мама слушала это со слезами на глазах, приговаривая: «Она у меня хорошая девочка, я всегда слежу за своими детьми». Про тот злополучный день девочка рассказала:
Я залезла сначала на батарею, потом на окно. Мама ходила за морковкой. Дома был папа. Я залезла на батарею, потом забралась тихонечко выше, хотела посмотреть улицу. Меня держал за ножку папа. Но я не падала. Он взял меня за ножку, я стояла, не могла слезть. Папа был рядом, контролировал, - заверила девочка, хотя позже выяснилось, что в этот момент мужчина спал пьяным.
Когда в тот день пришла мама, на месте уже работали полицейские.
У меня даже истерика началась. Думаю, что случилось. Мне показали пост в инстаграме – у меня кнопочный телефон, сама я его посмотреть не могу, - вспомнила Валентина.
Окно, на которое залезла Маша, находится на кухне. Там же живут кролики, иногда курит Виктор, отец девочки. Доступ ребёнку в комнату запрещён: Валентина рассказала, что девочка может зайти покормить животных, но только в её присутствии.
Сам Виктор в это время спал пьяным в соседней комнате на диване. Проснувшись, он признался: «Я был дома, когда нас взяли», - тем самым частично подтверждая версию самой Машеньки.
Валентина рассказала, что в её проблемах виноват именно Виктор. Выгнать его не получается: он возвращается, дети пускают мужчину в квартиру. Кроме того, по словам женщины, Виктор бьёт её, в том числе и по лицу – чтобы на работу ходить не могла. Сейчас она и не ходит, но уже потому, что поругалась с начальницей.
За побои мужчина не раз привлекался к административной ответственности – на него было составлено аж пять протоколов! По четырём из них суд уже вынес решение: штраф 5000 рублей за каждый. Но это не изменило жизнь семейной пары: Виктор продолжает бить Валентину, а она прощает его и вновь принимает в семью.
- Почему в квартире грязно? – наконец, грозно спросила инспектор.
- А где грязно? – удивилась Валентина.
- То есть это нормально?
- Нет, но я не могу лучше, - развела руками женщина. - Но вообще я каждый день мою посуду, вытираю пыль и «пылесошу».
Уходя, у двери подъезда мы встретили младшего сына Валентины и Виктора – Ваню. Ему Тамара Васильевна задала те же вопросы: пьёт ли мама и бьёт ли его? Ведь один такой случай уже был: мальчик пришёл в школу с замазанными тональным кремом синяками за то, что потерял ключи от дома. Тогда правоохранители провели проверку и привлекли Валентину к административной ответственности. Это помогло: избиения ребёнка прекратились.
Больше она меня не била, честно, - заверил Ваня.
Несмотря на это, инспектор приняла решение: больше ни единого шанса. Материалы по делу Валентины были направлены в органы опеки. Несмотря на старания мамы, которая не оставляет детей без обеда и ужина, за два года, что она состоит на учёте, женщина не отказалась от самой пагубной своей привычки – она не перестала пить.
«Есть чем гордиться»
Следующая семья, в которую мы отправились, живёт через один подъезд. Когда-то они выпивали вместе с Валентиной.
Порой родители напивались до такой степени, что не открывали ребёнку дверь. Но семья встала на путь исправления и была снята с учёта. Теперь к ним периодически заходит инспектор, чтобы проверить обстановку. Положительную динамику Тамара Васильевна видит уже три месяца.
Разницу между этой семьёй и предыдущей нетрудно заметить: в квартире чисто и убрано. Идеального ремонта нет, но, как говорят правоохранители: «Если бедненько, но чисто – это хорошо».
Ребёнок в этой семье ходит в школу, муж – на работу.
Рада была вас увидеть, особенно внепланово. Приятно. Есть чем гордиться, - Тамара Макеева покинула квартиру с улыбкой.
Встреча после суда
В последней семье, где мы побывали, мать сама едва перешагнула порог совершеннолетия – она родилась в 2002 году, а уже ограничена в родительских правах. Ольга состоит на учёте с 14 лет за кражу и злоупотребление алкоголем. Девочка была условно осуждена, до 18 лет за ней наблюдали полицейские.
Когда девушке исполнилось 18, она пропала примерно на год. Об Ольге ничего не было слышно, пока она не родила. Отцом ребёнка стал сожитель, с которым она ещё с детства совершала разные преступления. Его даже ловили с наркотиками, возбуждали уголовное дело. Ольга с запрещёнными веществами замечена не была, но у ПДН есть основания полагать, что она тоже их употребляла. Сейчас её сожитель отбывает срок в колонии, но в сентябре должен освободиться по УДО.
Сама девушка после родов переехала жить к его бабушке, где царила полнейшая антисанитария. Соседи жаловались на шум и драки, Ольга не раз привлекалась к административной ответственности. Приходившие к ней органы заставали её пьяной.
Но самое страшное, как считает Тамара Васильевна, - отец Ольги. Мужчина прикрывал дочь, говоря, что она находится у него и с ней всё в порядке. А на самом деле пил вместе с ней. Однажды, придя к амурчанке, инспектор увидела на полу стёкла, по которым ползал ребенок. Это и стало основанием для выведения его из семьи. Почти месяц мальчик провёл в соцпалате.
После Нового года малыша вернули в семью. Но и это не остановило Ольгу. Она продолжила пить. И только когда правоохранители стали собирать документы для лишения её родительских прав, осознала, что с ней не шутят, и попыталась исправиться. Это не помогло: 14 апреля суд вынес решение об ограничении её в родительских правах на полгода. Теперь у женщины остался последний шанс - если за шесть месяцев она докажет, что исправилась, то ребёнка вернут в семью.
Сейчас за Олей следит её мама, Ирина Анатольевна. Она уверяет: терпеть похождения дочери точно не станет. Если что – сразу «сдаст».
На данный момент семья живёт в секционном общежитии, в комнате у них чистота и порядок. В холодильнике есть необходимые продукты: фарш, мясо, сыр, колбаса, молоко, сметана, творог и яблоки. Даже лежит несколько десертов для малыша. На кухне стоит сваренный компот и остатки приготовленного обеда.
Напоследок Тамара Васильевна напомнила Оле: этот шанс – последний. А её мама Ирина Анатольевна обняла инспектора и в слезах поблагодарила за работу, отметив, что стала реже звонить – неудобно беспокоить.
Ирина Анатольевна, ну, мы же семья, - ответила ей Макеева.
Сейчас в планах у Ольги с мамой стоит переезд. Делается это для того, чтобы вышедший из колонии сожитель снова не сбил девушку с пути.
Шанс на исправление у Ольги есть – он есть у каждого, говорит инспектор Тамара Васильевна.
Мы все живые люди и имеем право на ошибку. Но ошибка – это когда один раз. А когда второй и третий, то это уже закономерность, - подчеркнула она.