Войти в почту

Страны СНГ делятся опытом в школьном питании

Всемирная продовольственная программа ООН придает огромное значение школьному питанию в странах СНГ.

Страны СНГ делятся опытом в школьном питании
© Русская Планета

Об этом говорит Книга рецептов школьных обедов Таджикистана, написанная Всемирной продовольственной программы ООН, в 2017 году была признана лучшей в мире. Кулинарная книга заслужила высокую оценку на престижной международной премии Gourmand World Cookbook Awards — аналоге Оскара в мире книг по кулинарии. На 200 страницах книги описаны рецепты более 127-ми традиционных таджикских блюд, которые можно приготовить из доступных и простых ингредиентов.

Не так давно, официальный представитель МИД Мария Захарова, выступая на брифинге перед журналистами, озвучила следующие цифры: за 2013-2019 годы в рамках помощи всемирной продовольственной программе наша страна выделила более 17 миллионов долларов.

«В прошлом году, - продолжила Захарова, - запущен новый проект, он рассчитан с 2020 года по 2023 год с российским финансированием в размере 11 миллионов долларов. Большая часть этих средств выделяется на организацию школьного питания».

За скучными цифрами лежат добрые дела. Дети Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, приходя в школу, знают, что они получат полноценный обед, а не просто пустой чай и пряник. Полноценное питание школьников оказалось серьезным подспорьем для большинства семей, в первую очередь состоящих в списке нуждающихся.

В Таджикистане на средства, полученные из бюджета ВПП, с 2013 года удалось организовать бесплатное питание для школьников в 52 районах республики. Это 600 тысяч учащихся и 6 000 технических работников, которые обслуживают школьные столовые.

Помощь России в организации школьного питания, это не про «накормить детей» сейчас, а «дать удочку», с помощью которой государство будет держать планку достойного школьного питания.

Например, в Киргизии, благодаря помощи всемирной продовольственной программы сегодня больше половины учебных заведений имеют пришкольный сад, почти 40 процентов – огород, и все используют собственный урожай для школьного питания. Излишки реализуются, а средства направляются на школьные нужды. Из этого фонда некоторые школы находят возможность премировать учителей. Во многих селах Киргизии появились школы, где есть небольшие фермы и даже пасеки. В столовых там подают свежее молоко, мясо, яйца.

Отдельная и весомая статья выделяемой помощи – это переоборудование пищеблоков. На тех старых печах, оставшихся еще со времен Советского Союза, уже не получится приготовить полноценные блюда с обязательным требованием по нормам белков, жиров, углеводов и витаминов. Новые современные кухонные печи и духовки, холодильные шкафы, электрические мясорубки, тестомешалки и овощечистки дают возможность кормить детей полноценными здоровыми обедами, прививать им культуру правильного и полезного питания.

При организации школьных комбинатов и столовых появляются новые рабочие места, особенно для женщин. Не секрет, что многие мужчины из этих стран уезжают на заработки, а женщины остаются дома с детьми. Вовлечение их в социальную жизнь, это еще одна «удочка», помогающая населению не самых богатых стран СНГ.

Персонал школьных столовых обязательно проходит тренинги по основным направлениям и требованиям организации школьного питания, включая санитарные, гигиенические нормы, расчет меню, хранение приготовленной пищи, обработку сырье, составление рационов и прочее.

Здоровое питание и занятие спортом — привычки, которые необходимо прививать со школьной скамьи, считает заместитель руководителя Управления образования города Нур-Султан Дулат Жекебаев. Он рассказал, что школьное меню составляется с учетом физиологических потребностей ребенка, чтобы в нем не было перебора с солью и сахаром, присутствовали обязательно молочные блюда, а жареные котлеты заменяются на паровые.

Совместно с «Институтом отраслевого питания» в 2019 году было разработано и рекомендовано цикличное ротируемое меню, которое полностью соответствует нормам здорового питания. Для того чтобы у детей не было соблазна купить чипсы или газировку, их продажа полностью запрещена в школьных столовых и буфетах.

В каждой школе создана бракеражная комиссия, в которую входят не менее 10 родителей, соцпедагог и медработник со школы. Они заходят на кухню и проверяют качество продуктов, следят за качеством приготовления блюд, производят взвешивание и сопоставляют — сколько должно быть согласно меню и сколько фактически.

Межведомственная экспертная комиссия следит за режимом питания в казахстанских школах, за обеспеченностью экологически чистой питьевой водой, за соответствием рациона питания единым стандартам и санитарным требованиям. При этом обязательным условием ставится, что на кухню заходят те, у кого есть санитарная книжка.

Школьное питание не простая тема. Проблема того, что все дети должны питаться в школьной столовой одинаково, несмотря на «платники» они или «бюджетники», время от времени возникает везде.

Так, в сентябре во время посещения столовой школы №93 в Минске своё мнение по данному вопросу высказал Президент Беларуси Александр Лукашенко. Он подверг жесткой критике сам факт того, что дети, получающие еду за счет бюджета, и те, чьи обеды оплачивают родители, питаются по-разному. По поручению Президента комбинаты школьного питания разработали новые меню, а требование о равноправном питании закрепили законодательно.

В Беларуси здоровье и питание подрастающего поколения стоит на первом месте. Здесь очень тщательно подходят к подготовке меню, и наличию в нем мяса, рыбы и молочных продуктов. Понимая, что детей трудно отучить от фаст-фуда, в школьных буфетах продают пирожки с курагой, морковью, печенью, то есть с полезными наполнителями, а не просто сосиску в тесте. В ассортименте много соков, но нет газировки, а сладости составляют всего 10% от общего объема.

В школах внедряется система электронных карт, привязанная к телефонам родителей. Информация о том, что купил и съел ребенок, поступает родителям. Родители, во-первых, ведут контроль за денежными средствами, а, во-вторых, имеют возможность повлиять на пищевые привычки ребенка, подсказывая ему, какие продукты принесут пользу, а какие только навредят.

Владимир Чернигов, президент «Института отраслевого питания», емко высказался обо всей системе школьного питания:

«В ресторан люди чаще приходят ради удовольствия, а вот в школьную столовую именно за едой. Поэтому пища в учебных заведениях должна быть здоровой, полезной, безопасной и, конечно же, вкусной. Школьное меню, по большему счету, - завершающая стадия, и чтобы к ней подойти, необходимо проанализировать и собрать очень сложный конструктор: учесть условия региона, действующие нормативные требования, наличие оборудования, количество денег, продукты, их качество. И только в конце получается то, что видят в тарелке ученик и его родители. Кстати, лучший показатель школьного питания - пустая тарелка и счастливый ребенок».

К тому, чтобы тарелка была пустой, а ребенок здоровым, стремятся все, кто работает в системе школьного питания. И не важно, в какой стране!