Юрий Гагарин: жизнь в фотографиях

Сегодня мы публикуем редкие фотографии со знаменитым космонавтом, чтобы показать Гагарина таким, каким вы его еще не видели.

Юрий Гагарин: жизнь в фотографиях
© Мир новостей

Дом Гагарина - так жители поселка Клязьма Пушкинского района Московской области горделиво называют особняк под номером 15 на улице Гоголевской. Юрий, учась в ремесленном училище в Люберцах, часто приезжал к хлебосольной Марии Тимофеевне Дюковой, родной тетушке по матери. Став звездным Героем Советского Союза, продолжал навещать ее вместе с женой и дочерями. Старался непременно приехать на майские праздники, чтобы помочь вскопать огород. Любил поработать лопатой.

У тетушки были сын Владимир и дочь Надежда. Они были очень дружны с двоюродным братом.

В 2003 году я впервые приехал (потом бывал не раз) в Клязьму. Вхожу в незапертую калитку Дома Гагарина. Кругом ни единой приметы, что здесь кто-то живет. Огород зарос сорняками, видно, давно заброшен. Но на крыльце бревенчатого строения вдруг появился человек, протянул руку, представился: «Владимир Дюков». Догадываюсь: сын Марии Тимофеевны Дюковой, двоюродный брат Гагарина.

Оказалось, ученый-лесовод одиноко обитает в доме. С упоением рассказывал мне несколько часов кряду о Юрии, какой он был хозяйственный мужичок в свои юные годы, когда учился в училище в Люберцах:

- То поправит покосившийся штакетник ограды, то почистит старинный углевой самовар (любил чаи гонять), то помоет посуду. Пристрастил меня заниматься физкультурой, заставлял корпеть над учебниками. А по весне с усладой копал огород. Мама в нем души не чаяла, корила меня, что я совсем не такой.

Тетушка угощала племянника блинами. Пока пекла их, он бегал на железнодорожную станцию, где колхозники продавали сметану - густую, ложка в ней стояла. Ел до отвала.

- При каждом приезде разводил самовар, дожидался, когда тот запыхтит, заваривал чай. Чаще всего индийский. А если не было его, в чайничек клал листья смородины прямо с куста под окном. Нет ароматнее! Пили напиток обычно с мамиными вкусными пирожками.

На стенах дома много фотографий Гагарина. Владимир любезно разрешил мне переснять их. Рассказал историю каждого снимка.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ…

Вскоре после возвращения из космоса майор Гагарин помчался-таки на блины к тетушке в Клязьму. Взял на руки Юру - трехлетнего сына Надежды Щекочихиной, двоюродной сестры. Этот миг и запечатлел фотоаппарат.

- У нас был семейный фотограф - муж моей сестры Нади Александр Щекочихин. Скорее всего, это его снимок, - объяснял Владимир.

Несколько лет спустя, открыв калитку дома №15 на Гоголевской улице в Клязьме, я увидел у автомобиля возле дома незнакомого человека. Им оказался тот самый малыш с фотографии. Я несказанно обрадовался: давно хотел разыскать того, кто младенцем оказался на руках майора Гагарина, только что вернувшегося из космоса. Сфотографировать и напечатать два снимка рядом - это же интересно! Однако собеседник наотрез отказался:

- С такой щетиной да под объектив фотоаппарата?!

Узнал, что Юрий-младший окончил технический вуз, всю жизнь проработал в «ящике», а недавно стал пенсионером. Рассказал с заметной печалью в голосе:

- Владимир Константинович Дюков здесь давно не живет. Я тоже здесь в последний раз, вот приехал за пожитками. Дом продан.

…ВТОРАЯ

…Но я возвращаюсь в 2003-й. Обращаю внимание Владимира Дюкова на снимок: здесь Гагарин с маленькой девочкой и с собакой.

- Юра с Валентиной приехал к нам с дочкой Леной. Мы на веранде пили чай с душистыми травами, заговорились и не заметили, как маленькая девочка слезла с крыльца. Валентина, увидев ее рядом с собакой по кличке Дик, побледнела, молча показала рукой за окно. «Не бойся, овчарка умная, не тронет ребенка», - попытался успокоить жену Юрий. А сам поспешил на улицу. Тут и щелкнул фотообъектив Александра, - вспоминал Владимир Дюков.

Оказывается, фотоделом Щекочихин заразил и Юрия Гагарина. И он купил у сокурсника по ремесленному училищу валявшийся в тумбочке без дела «Любитель». Щелкал, приезжая в Клязьму, с усладой.

- А вот фотография 15-летнего Юрия. Он тут в форменной рубашке учащегося ремесленного училища с начищенными до блеска пуговицами. Маме очень нравился этот снимок на пропуске Гагарина, и она попросила семейного фотографа увеличить его. Вспоминала, как племянник, зачисленный в ремесленное училище, впервые приехал в обновке. Горд и рад был неимоверно.

…ТРЕТЬЯ

На другой стене горницы дома фотографиям тоже было тесно.

- А тут майор Гагарин сидит рядом со своим благодетелем - директором Люберецкого ремесленного училища Василием Михайловичем Быковым. Считал его своим крестным отцом, ведь он принял Юру с шестилетним, а не с семилетним образованием, как полагалось, - продолжал рассказ Владимир.

…ЧЕТВЕРТАЯ

А вот семейная фотография. Владимир поясняет:

- Во время очередного приезда Гагариных мама сказала, что надо сделать снимок на память. Старших с детьми на руках Александр Щекочихин усадил на скамейку, а Юру и Валентину определил во второй ряд. Объектив поставил на автоспуск и успел добежать, встать рядом с гостями. Попал в кадр. Жаль, я в это время был в институте. В первом ряду слева направо: моя родная сестра Надежда Щекочихина, рядом наша мама Мария Тимофеевна, далее ее сестра Ольга Тимофеевна, постоянно проживавшая у нас. На руках у них малыши - Лена и Галя Гагарины, Юра Щекочихин. Он и повесил этот снимок в квартире.

Рассматриваю следующий, не очень отчетливый снимок и слышу пояснение Владимира:

- Дул сиверко, Юра продрог, руки спрятал в карманы. Тут и сфотографировал его мой отец (верхнее фото на заставке).

***

В год 60-летия полета советского космонавта королева Великобритании Елизавета II помянула добрым словом Юрия Гагарина: «Он был очарователен! И я думаю, тот факт, что он был первым космонавтом, делает его особенно очаровательным». В июле 1961-го она приняла его за обедом в Букингемском дворце. Но он прибыл в Англию не по ее желанию, а по приглашению Британского профсоюза литейщиков. Они вручили русскому гостю диплом Почетного литейщика, зная, что это первая профессия, полученная Юрием Алексеевичем в Люберецком ремесленном училище.

60 лет минуло со дня полета космонавта №1. Лети, время!

Юрий Махрин,

фото из архива В. Дюкова