Вячеслав Макаров: закон о наказах избирателей — прививка от популизма депутатов

Нуждающиеся семьи, пожилые люди, бизнес, оказавшиеся в сложном положении из-за пандемии, будут и дальше получать поддержку от Петербурга, причём некоторые льготы и преференции для населения оставят и после того, как коронавирус отступит. Об этом в интервью «Парламентской газете» заявил председатель городского Заксобрания Вячеслав Макаров. Также в преддверии Дня парламентаризма, который в России отмечают 27 апреля, спикер рассказал, как должен работать настоящий депутат Северной столицы и какие задачи предстоит решить новому составу петербургского парламента, который изберут в сентябре 2021 года.

Вячеслав Макаров: закон о наказах избирателей — прививка от популизма депутатов
© Парламентская газета

Вячеслав Макаров Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Родился 7 мая 1955 года в селе Крутченская Байгора Липецкой области. В 1973 году окончил Калининское суворовское военное училище. В 1977 году окончил Ростовское высшее командно­инженерное училище им. Главного маршала артиллерии М. И. Неделина, в 1987 году — Военно­политическую академию им. В. И. Ленина, в 1998 году — Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров при Санкт­-Петербургской государственной инженерно­экономической академии по специальности «экономика», в 2000 году — Санкт­-Петербургскую юридическую академию по специальности «юриспруденция», в 2007 году — Северо­-Западную академию государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление». Проходил службу в ракетных и космических войсках. В 2003, 2007 и 2011 годах был избран депутатом Законодательного собрания Санкт­-Петербурга. 14 декабря 2011 года большинством голосов избран председателем петербургского парламента, кем и является по сегодняшний день.

- Вячеслав Серафимович, если не брать пандемийный период, какие наиболее важные законы для города и его жителей вы бы выделили среди тех, что приняло Законодательное собрание за прошедшие пять лет?

- Самым большим, я бы даже сказал — знаковым, прорывом в социальном законодательстве города стал закон о бесплатном горячем питании для школьников. Сегодня его действие охватывает около 235 тысяч юных петербуржцев. Не скрою, город довольно долго готовил такой шаг. Была выстроена система социального питания, которую официально признали одной из лучших в России. Поэтому, когда наш президент поставил задачу обеспечить всех учеников начальной школы бесплатным горячим питанием, мы не просто выполнили её максимально оперативно, но и значительно расширили действие льготы. Сегодня в Петербурге ею пользуются не только младшие школьники, но и дети из целого ряда льготных категорий вплоть до 11-го класса и профессиональных учебных заведений, а также учащиеся спортивных и кадетских классов.

Особого внимания нашего парламента потребовала ситуация, связанная с изменением пенсионного законодательства страны. Надо было обеспечить незамедлительную поддержку людям, десятки лет добросовестно трудившимся на благо нашей страны. Помочь им адаптироваться к новым условиям. Для этого парламент принял целый пакет законов. Во-первых, мы сохранили для работников предпенсионного возраста все льготы, которые ранее предоставлялись жителям Петербурга при выходе на пенсию. Во-вторых, мы отдали под государственный контроль все вопросы трудоустройства, переобучения и обеспечения трудовых прав петербуржцев старшего поколения.

Абсолютным большинством голосов депутаты поддержали и решение о бесплатном проезде в пригородных электричках в течение всего года для наших ветеранов, пенсионеров, матерей-героинь и граждан предпенсионного возраста.

По-настоящему народными стали законы о «балконной амнистии» и борьбе с «наливайками». Мы написали их по инициативе простых петербуржцев и вместе с ними. Наиболее активных и неравнодушных жителей не только приглашали на заседания парламента, но и вводили в состав рабочих групп. Уверен, именно так создаются наиболее актуальные и эффективные законы.

- Как парламентарии поддержали население в коронавирусный год?

- Беспрецедентная опасность пандемии потребовала от нас беспрецедентных решений. Вирус, конечно, приказом не остановить, но поддержать людей закон может и обязан. Благодаря оперативным действиям петербургского парламента в кратчайшие сроки были выделены дополнительные средства на медицину и помощь жителям города.

Мы сконцентрировали в Резервном фонде рекордную сумму — 32 миллиарда рублей. На них своевременно оборудовали новые места в больницах, оплачивали работу врачей и медсестёр, приобретали медикаменты и организовывали дополнительную помощь нуждающимся. Например, выделены деньги на выплаты жителям города старше 65 лет, которые добросовестно соблюдали режим самоизоляции. Кроме того, средства, заложенные в бюджет на проведение плановых профилактических осмотров и диспансеризации, были переброшены на оказание срочной медицинской помощи населению.

Также мы существенно ускорили выплаты ветеранам к 75-летию Великой Победы и ввели новые меры поддержки семей с маленькими детьми. Ежемесячные выплаты мало­обеспеченным семьям с детьми от трёх до семи лет начались максимально быстро. Причём учитывался и уже прошедший к тому времени период 2020 года.

Город поэтапно ввёл и, подчеркну, продолжает вводить беспрецедентные меры поддержки для целых секторов петербургской экономики. Конечная цель — обеспечить благосостояние простых петербуржцев. Поэтому максимальные преференции получают те предприниматели, кто не бросил своих сотрудников, сохранил рабочие места и зарплаты.

В 2020 году мы провели сразу две очень существенные корректировки городского бюджета. Несмотря на уникальную турбулентность, нам удалось удержать принципиальные позиции — сохранить все социальные гарантии для петербуржцев, обеспечить мобилизационную готовность медицины и заложить основу для будущего восстановления. Нашей задачей было сделать закон о бюджете антикризисным, и он стал именно таким.

Продолжительность действия чрезвычайных мер зависит от дальнейшего развития ситуации. Предсказывать что-то сейчас — дело неблагодарное. Нам ещё довольно долго придётся работать в режиме «ручного» управления городом. Часть мер поддержки мы уже пролонгировали, а что-то останется с нами навсегда, потому что доказало свою эффективность в любых условиях.

- Вы всегда внимательно относились к застройке в историчес­ком центре, «захвату» парков и скверов. Какие законы против нежелательных строек были приняты?

- Прежде всего, это закон «О зелёных насаждениях общего пользования», работа над которым идёт практически непрерывно. Ведь каждая страница «зелёной книги» нашего города — это «охранная грамота» для какого-то парка, сквера, сада или просто зелёного уголка во дворе дома. За прошедшие пять лет площадь зелёных насаждений общего пользования городского значения выросла примерно на 70 гектаров. По итогам инвентаризации мы также утвердили перечни ЗНОП местного значения - сегодня это почти пять тысяч территорий площадью около 1,7 тысячи гектаров и резерва озеленения - 35 территорий на 200 гектаров.

Благодаря активности депутатов закон перешагнул рамки экологии и развития комфортной городской среды, став одним из важнейших инструментов для борьбы с уплотнительной застройкой. Так, мы защитили народный парк на Смоленке, Дёминский сад, Полежаевский парк, отбили парковую зону Речного яхт-клуба на Петровской косе, остановили незаконное строительство на Ропшинской улице. На этих гектарах и квадратных метрах отныне будут гулять мамы с детьми, отдыхать люди старшего поколения и никогда не появятся многоэтажные коробки из стекла и бетона.

Петербургский парламент последовательно отстаивает принцип комплексного развития территорий нашего города. Строительство жилых домов должно планироваться только с учётом синхронного возведения объектов социальной инфраструктуры и особенностей уже сложившейся там архитектуры. Но самое главное — мнение местных жителей должно стать определяющим.

Мы уже приняли целый ряд законов, которые ограничивают фантазии застройщиков, претендующих на работу в историческом центре города и давно обжитых районах. На рассмотрении Заксобрания находится законопроект, предусматривающий максимальную прозрачность процесса согласования новых архитектурных проектов. Знание — это сила гражданского общества. Очередной «дом-гроб» можно согласовать только за закрытыми дверями. Ведь настоящие петербуржцы очень любят свой город и обязательно укажут на абсурдность и недопустимость появления монстров, уродую­щих Санкт-Петербург. Ещё один законопроект должен обеспечить новый уровень депутатского контроля за территориальным планированием.

Мы обязаны передать наш прекрасный город потомкам в целости и сохранности, не искромсанным любителями лёгкой наживы. Охота на исторический центр должна быть остановлена.

- Законодательное собрание разработало пакет законов о молодёжной политике. Пока законы носят рамочный характер, а какие конкретно льготы и преференции город предложит молодым петербуржцам?

- На самом деле это законы не столько о льготах и преференциях, сколько о социальных лифтах и режиме наибольшего благоприятствования для общественно полезных инициа­тив молодёжи.

Конечно, город должен помогать молодым семьям, юношам и девушкам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, сиротам и малоимущим. И это прописано в законе.

Однако помните притчу? Если хотите действительно помочь человеку, дайте ему не рыбу, а удочку.

Главное сейчас — обеспечить условия для всестороннего развития новых поколений петербуржцев, полной реализации их жизненных планов, направить кипучую молодую энергию в созидательное русло. Надо сделать так, чтобы наши молодые люди не просто понимали, а именно ощущали, что они нужны своей стране и своему городу, что здесь их любят и ценят, а самое важное - доверяют.

Обратите внимание на норму о привлечении молодёжных общественных организаций к работе над проектом бюджета Санкт-Петербурга. Это о воспитании ответственных лидеров, которым не страшно будет передать ключи от нашего города.

Хорошо показала себя прак­тика содействия волонтёрскому движению в период пандемии. Мы помогли тысячам неравнодушных и активных молодых петербуржцев не только реализовать своё стремление помочь людям, но и получить бесценный опыт решения задач государственной важности. Сегодня многие из них уже задумались об участии в праймериз «Единой России». И я уверен, что в следующем созыве петербургского парламента мы обязательно увидим кого-то из этих людей.

Особо хочу отметить важность поддержки юных талантов и молодых учёных. Если мы хотим, чтобы наш город и в будущем оставался ведущим научно-технологическим центром России, уже сегодня нужно сделать так, чтобы перспективная молодёжь связывала свои планы именно с Петербургом. Это могут быть гранты, премии, городские целевые программы, помощь в решении бытовых проблем. Например, петербургский парламент уже много лет вручает специальные премии победителям и призёрам международных олимпиад по общеобразовательным предметам. За последние годы их размер вырос более чем в три раза.

Наш город очень многое делает для своей молодёжи, но все эти меры нужно выстроить в единую систему. Потому что там, где есть стратегия, её внятное, волевое предъявление обществу, всегда будет результат.

- Какие у вас ожидания от нового созыва Законодательного собрания? Работу над какими нормами ему нужно будет продолжить, какие пробелы в законодательстве восполнить, на ваш взгляд?

- Уверен, петербургский парламент и седьмого, и последующих созывов будет самой мощной точкой опоры для всех петербуржцев. Это традиция, которая укреплялась и отшлифовывалась более четверти века людьми, которые были искренне преданы родному городу и своим избирателям. Тех, кто думает и чувствует по-другому, наш город быстро отбраковывает.

Депутатский корпус шестого созыва сделал очень много, но ещё больше предстоит сделать. Идёт работа над Генеральным планом города, и заканчивать её нам придётся уже в обновлённом составе. Продолжается совершенствование градостроительного законодательства — система должна стать абсолютно прозрачной и жёстко ориентированной на интересы простого человека. Историческое наследие Петербурга должно получить абсолютную защиту. И над этим ещё надо много и вдумчиво поработать. Особого внимания требует развитие транспортной инфраструктуры города, и прежде всего грядущая транспортная реформа. В сфере ЖКХ необходимо выстроить эффективную систему контроля за работой управляющих компаний.

Так что у депутатов нового созыва не останется времени на празднование победы на выборах — включаться в работу придётся сразу и без раскачки. Хотя это тоже в традициях нашего парламента.

- Зачем Законодательному собранию понадобился закон о наказах избирателей?

- Закон о наказах избирателей нужен прежде всего не Законодательному собранию, а простому человеку — петербуржцу. Он нужен десяткам тысяч неравнодушных граждан, которые не просто опускают бюллетень в урну, а хотят реально участвовать в управлении родным городом. Для этого они и выбирают своего представителя в городском парламенте.

Наказ избирателя — самый главный закон для депутата. Если он принят - он должен быть выполнен, а не уйти «под сукно» или сгинуть в «долгом ящике» только потому, что кандидат в пылу предвыборной агитации обещал всё и всем, даже не пытаясь здраво оценить свои возможности.

Этот закон — прививка от популизма. Он выстраивает абсолютно прозрачную систему работы с наказами избирателей, их регистрации и контроля исполнения. Я уже не раз говорил: доверие народа надо оправдывать, чтобы не оправдываться потом за то, что не сделано.

- Более 700 законов, свыше 1100 постановлений и решений приняло Заксобрание Петербурга VI созыва

- 443 закона внесено депутатами, комитетами и комиссиями парламента

Главные законы VI cозыва:

о продлении срока действия региональной программы материнского капитала до 31 декабря 2026 года и расширении спектра использования этих средств; о введении для семей с небольшим достатком ежемесячной выплаты в размере прожиточного минимума на ребёнка; о введении единовременной выплаты в размере более 50 тысяч рублей для молодых мам, родивших первого ребёнка в возрасте от 19 до 24 лет; об увеличении размера пособия на содержание детей, находящихся в приёмных семьях, под опекой или попечительством; об обеспечении многодетных семей правом выбора: дождаться предоставления жилья или получить социальную выплату на приобретение квартиры; об освобождении многодетных семей от транспортного налога на один автомобиль с мощностью двигателя до 150 л. с. (включительно); о праве многодетных семей, которые отправляют своих детей в первый класс, получать пособие на приобретение формы и школьных принадлежностей до начала учебного года; о продлении периода действия льгот на проезд в пригородных электричках для школьников и студентов до 30 июня; об обеспечении возможности учащимся и воспитанникам образовательных учреждений покупать по льготной цене не только разовые, но и абонементные билеты на пригородных направлениях; о бесплатном обеспечении детей, больных вирусным гепатитом С, необходимыми лекарствами; о запрете на продажу любой продукции, содержащей никотин, в том числе новомодных «вейпов» и «снюсов», покупателям младше 18 лет; о запрете на продажу детям «энергетических» напитков; о запрете на посещение подростками в ночное время без сопровождения родителей бесхозных и строящихся зданий, крыш, подвалов, кладбищ, гаражей и чердаков.