Общее недоразвитие речи: как понять, что у ребенка проблемы

Начнем с того, что самый первый шаг для успешного лечения — это вовремя заметить проблему. Как проявляется у детей ОНР? Лексика. Ребёнок не знает названия птиц, животных, ягод, продуктов и т.д., не понимает и не запоминает значения прилагательных (круглый, мягкий, тонкий и т.д.). Грамматика. Ребёнок неправильно произносит окончания имён существительных (например, собаков, кошков, сумков; в тарелка, в шкафе, ехали в машина)  и неправильно образует формы глаголов (скакай, плакай, искаю,  дадишь, можу). Фонетика. Нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков, например: свистящих (С З Ц), шипящих (Ч Щ Ш Ж), сонорных (Р Л Рь Ль). Ребёнок с нарушением фонетики может переставлять в словах местами звуки, слоги, заменять на парные, например: К вместо Г, Р вместо Л, С заменять на Ш. При общем недоразвитии речи у ребёнка страдает связная речь! Ему сложно пересказать сюжет сказки или мультфильма, который он только что видел; у него не получается составить предложение или рассказ по картинкам. Также детки с ОНР затрудняются или вовсе не могут ответить на вопросы о себе, о своей семье. Еще один важный признак, который с речью, казалось бы, напрямую не связан  — дети с ОНР часто с трудом различают зрительные образы. Например, ребенок не может найти на картинке или в пространстве знакомый предмет, с трудом или вовсе не находит различия между предметами, между картинками. Может не узнавать предметы, если они наложены друг на друга, плохо ориентируется в окружающем пространстве, на листе бумаги (не понимает, где верх, низ, посередине, в углу). Иногда даже в ориентировке собственного тела таким детям сложно разобраться. Заподозрить ОНР можно достаточно рано, буквально с первых месяцев жизни малыша. Чем отличается ребёнок с ОНР от сверстников: гуление и лепет слабое, позднее, невыразительное; иногда полное отсутствие гуления и лепета; позднее появление первых слов, первых фраз и предложений (дай пить, это моё, иди сюда); ребёнок не точно понимает значение многих слов (природа, погода, радость); страдает грамматика родного языка;снижение или недоразвитие фонематического слуха; искажение звукопроизношения ;низкая речевая активность — ребёнок почти всегда молчит, использует жесты и мимику для общения. Общее недоразвитие речи откладывает отпечаток на интеллектуальное, эмоциональное, волевое, познавательное развитие ребёнка. Нарушается восприятие (зрительное, слуховое), память, внимание. Поэтому очень важно, если вы отмечаете у ребёнка вышеперечисленные проявления, не ждать, что «перерастет» и «само пройдёт», а обратиться к специалистам за консультацией как можно раньше. Своевременная, чистая, внятная речь детей на 100% зависит от усилий взрослых! Для развития и удержания нейронных связей, критически необходимо правильное кровоснабжение коры головного мозга. Поэтому первый специалист, к которому нужно обратиться, это остеопат. Мы привыкли легко пользоваться речью, словами. Но для детей с ОНР это задача со звездочкой, поскольку для того, чтобы человек хорошо говорил, должны слаженно работать множество зон мозга. Мы даже не задумываемся, насколько это сложный процесс. Естественно, если есть ограничения кровообращения в головном мозге, речь может страдать естественным образом, поскольку важные для речи зоны не получают в нужной мере питательные вещества. Есть и другой фактор - смещенные кости черепа механически давят на мозг (чаще всего из-за родовой травмы, или если ребенок, например, упал и сильно ударился головой). Именно потому, что речь зависит от мозга и его кровообращения, на фоне работы остеопата речевые навыки ребенка заметно улучшаются, за исключение очень тяжелых случаев. Как это работает? Мы не можем непосредственно в мозг накачать кровь. Но остеопат ставит в правильное положение кости черепа, которые сместились и сжались во время прохождения родового канала мамы. Это освобождает сосуды и кровь начинает поступать туда, куда она раньше не поступала. Также в случае ОНР важно устранить все дефициты микроэлементов в питании. Критично важно проконсультироваться с педиатром и восполнить уровень витамина D минимум до значения  60-80 нг/мл. Главное внешнее требование — ребёнок должен изучать пространство с нарастающим усложнением задач! Другими словами, как только вы видите, что игры и занятия даются легко, выполняются быстро и автоматически, сразу усложняйте задания! Развитие нейронных связей не терпит однообразия. Среда, в которой ребёнок растёт, должна меняться, условия - становиться сложнее. Игры, рисование, конструирование, лепка, музыка — всё это прекрасно работает на развитие речи. А как же занятия с логопедом? Великолепно, если у вас есть возможность показаться и ходить на занятия к хорошему профессиональному логопеду. Но факт остаётся фактом: ничто так сильно не помогает детям справиться с проблемами речи, как регулярные занятия дома с самым внимательным и любящим специалистом на свете — мамой или папой. Поэтому мы создали практический курс «Ребёнок говорит!», на котором вы на уровне профессионала гарантированно сможете помочь своему ребенку заговорить и качественно улучшить его речь всего за один месяц. С подробностями курса приглашаем ознакомиться по этой ссылке http://rebenok-govorit.ru/ Непоправимых ситуаций практически не бывает. Единственное, что нельзя исправить — упущенное время. Об авторах: Владимир Животов – практикующий врач-остеопат, краниопостуролог. Соавтор запатентованной мануальной методики краниобаланс, которая считается более эффективной, чем классическая остеопатия. Ведет популярный просветительский блог о здоровье в сети Instagram (@vladimirzhivotov). Татьяна Герасимова – практикующий врач логопед-дефектолог, психолог. Опыт работы 24 года.

Общее недоразвитие речи: как понять, что у ребенка проблемы
© Детстрана.ру