Норма или отставание: как выявить нарушения речи у ребенка

Одни родители постоянно сверяют достижения с таблицами, другие убеждены, что все наладится само. Разбираемся, когда надо бить тревогу. Чтобы ребенок своевременно и чисто заговорил, очень важно не упустить симптомы нарушений речи и вовремя их исправить. Сложность в том, что существует широкий временной диапазон, в течение которого принято считать, что отсутствие речи — вариант нормы. Да, каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Но не в случае с речью. Существуют совершенно конкретные нормы развития , о них расскажут врач-остеопат Владимир Животов (@vladimirzhivotov ) и логопед Татьяна Герасимова. Каковы основные критерии речевого развития дошкольников? Речь ребенка с рождения до года Первый крик – первая голосовая реакция, а также основа для первых речевых вокализаций (гуления, лепета). Отсутствие крика может свидетельствовать о неблагополучном состоянии ребенка на момент рождения. Крик, плач новорожденного должен быть достаточно громким. Тихий, гнусавый плач – признак проблем со здоровьем. В возрасте двух-трех месяцев ребенок способен различать интонацию речи взрослого, наблюдать мимические, артикуляционные движения родителей. У него появляются непроизвольные гуления. Гуление очень важно для развития дальнейшей речи малыша, благодаря этому происходит начальная тренировка артикуляционного аппарата. Первичные речевые проявления наблюдаются уже в пять-семь месяцев – гуление переходит в лепет, и это очень важный скачок в развитии. Появляется четкое произношение гласных и согласных и их объединение в слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «га-га-га». С 11 месяцев начинают появляться первые слова. Ребенок может понимать простые предложения, дополняемые жестами взрослых, знает названия отдельных предметов. Нормы к концу первого года жизни Словарный запас примерно 5 слов, среди них могут быть: «мама», «папа», «де» (деда), «ба» (баба), «ня» (на), «да» (дай), «кика» (киса), «кака» (пока). Ребенок знает свое имя. Понимает слово «нет», выполняет несложные просьбы. Легко имитирует голоса животных, звуки разных предметов. Смеется, проявляет заинтересованность в общении. Речь в этом возрасте ситуативная, понятна только с учетом интонации, жестов, обстановки. Предпосылки к тому, что речь чистой сама по себе, скорее всего, не будет, и стоит обратиться к специалистам: слабый тихий крик; тихий, беззвучный плач; искусственное вскармливание, особенно через зонд; трудности естественного вскармливания – слабый сосательный рефлекс, ребенок устает, плачет во время кормлений; физические отклонения в строении языка, неба; ребенок спит с открытым ртом, часто высовывает язычок; повышенное слюноотделение , часто «бегут слюни»; отсутствие лепета и гуления; ребенок не смотрит в глаза , не фокусирует взгляд, смотрит поверх головы, не улыбается и не смеется или делает это очень редко; не говорит к году. Речь ребенка в 2-3 года Ко второму году жизни словарный запас ребенка составляет 200-300 слов, он их хорошо понимает. В 2,5 года появляются предложения, состоящие из 2-3 слов. В основном, они касаются потребностей ребенка. К концу второго года жизни хорошо использует такие понятия, как «да», «нет», «буду», «хочу», «ещё». В этом возрасте допустимы искажения звуков, их замена или пропуски. Речь ребенка в 3-4 года К концу третьего года жизни словарный запас составляет 1500 слов. В этом возрасте дети проходят кризис трех лет. В речи это проявляется за счет местоимения «я». Ребенок говорит о себе от первого лица, часто использует фразы «я сам», «это мне». В речи появляются вопросы. Ребенок может ответить, как его зовут, как зовут его родителей и знать, но не произносить свою фамилию. Сам начинает спрашивать, формулировать простые вопросы. Речь ребенка в 4-5 лет К 4,5 годам ребенок уже знает 2500 слов и практически все звуки. Но все еще может искажать их — например, смягчать или заменять звуки Р и Л. В этом возрасте он легко составляет рассказы по картинкам, предложения из пяти-шести слов, легко называет имя, фамилию, пол, возраст. Речь ребенка в 5-6 лет Дети легко называют имя и фамилию родителей, бабушек, дедушек, свой точный адрес, считают до десяти, знают назначение предметов и из чего они сделаны, определяют у себя право и лево. К 5,5 годам артикуляционный аппарат уже должен быть полностью развит до нормы. В этом возрасте ребенок свободно излагает свои мысли, легко пользуется настоящим, будущим и прошедшим временем. Может планировать и рассказывать о том, что он собирается делать, например, завтра. Речь ребенка в 6-7 лет Все звуки родного языка в этом возрасте должны произноситься абсолютно чисто. Появляется саморегуляция речи — ребенок самостоятельно может говорить тише, громче, шепотом, пародировать. В этом возрасте речь становится главным средством общения. Дети уже могут рассказывать о своих мечтах, делиться планами на будущее. Ребенок начинает выражать эмоции и чувства с помощью речи, легко общается со сверстниками, вступает в диалог с незнакомыми людьми, может передать информацию от третьих лиц. Он может делать выводы о морально-этических нормах и выражать свое мнение о людях или героях произведений, обосновать свою симпатию к человеку или объяснить, например, почему ему не нравится мультик. Главное новшество в речи к 7 годам — общение на внеситуативные темы. Ребенка активно интересуют предметы, которые не находятся в поле его зрения, абстрактные понятия. Как быть при наличии проблем с речью ребенка Часто проблемы с речью — это симптом родовой травмы. Это означает, что у ребенка нарушены кровоснабжение и циркуляция спинномозговой жидкости в полости черепа и спинномозговом канале из-за смещения костей черепа и сдавливания сосудов. Из-за этого расстраивается слаженная работа всех участков головного мозга, причастных к речи. Без соответствующего питания нервной ткани все эти сложные структуры не смогут качественно работать. Помочь сможет врач-остеопат: он возвращает кости черепа в правильное положение и восстанавливает адекватное кровоснабжение мозга. Также необходимо показаться и логопеду-дефектологу. Его задача — дать правильную нагрузку на речевой аппарат. Также нужны самостоятельные занятия дома, особенно, если к хорошему логопеду не попасть. Помните, что работа с речью очень важна для максимальной реализации потенциала ребенка. Возможности для этого закладываются в раннем детстве и зависят от родителей. Непоправимых ситуаций практически не бывает. Единственное, что нельзя исправить, — упущенное время. Фото: Depositphotos Какой лучший фильм о кошках для детей? Рассказываем в TikTok!

Норма или отставание: как выявить нарушения речи у ребенка
© Letidor.ru