Щедрая на капризы весна богата и на события; ее страницы перелистываешь с особым удовлетворением, может быть, еще и потому, что преодоление препятствий, наложенных пандемией на наше настроение и стиль жизни, рождает не только дополнительные трудности, но и некоторые сильные эмоции позитивного свойства, ощущение достижения даже в том, что ранее казалось вполне штатным или умеренно-значимым. Еще до наступления весны наш Музей истории образования и духовной культуры стараниями президента Международной макаренковской ассоциации, кандидата философских наук Т.Ф. Кораблевой стал партнером Музея истории Московского педагогического государственного университета, старейшего педагогического вуза нашей страны, 150-летие основания которого мы собираемся отмечать в следующем году. Нас радушно принял директор Музея истории МПГУ, историк искусства, художник, программист, замечательный организатор В.Ю. Борисов. Состоялся обмен подарками в зале, посвященном дореволюционной истории МПГУ (тогда – Московские высшие женские курсы). Без сомнения, в Зеленограде трудится немало выпускников этого досточтимого заведения, оно и для меня является alma-mater. Подъем статуса учителя нужно осуществлять и с помощью рассказа о таких «кузницах педагогических кадров», как МПГУ и МГПУ, к чему я получил дополнительную мотивацию, осмотрев музейную экспозицию в здании университета на проспекте Вернадского, 88. Традиционно наш Музей истории образования и духовной культуры в марте обращается к темам о личности А.С. Макаренко и его методах воспитания, успешно внедренных и получивших международное признание. 133-летию со дня рождения выдающегося отечественного педагога был посвящен ряд мероприятий, в которых я участвовал как руководитель музея. На базе Музея московского образования проходил Международный Макаренковский форум, одним из организаторов которого явилась Международная Макаренковская ассоциация – партнер нашего музея, считающая его в каком-то плане форпостом макаренковедения в Зеленограде. На форуме, гостеприимно принятом Московским городским домом учителя (музей является одной из его площадок), я сообщил о том, что 150 учащихся нашей школы №2045 в эти дни узнали о Макаренко и о его педагогической системе. Директор музея Ю.И. Михайлова провела экскурсию по экспозиции «А.С. Макаренко. Свой среди чужих, чужой среди своих», повествующей о насыщенной деятельности и противоречивой фигуре Антона Семеновича. Среди экспонатов – макет с элементами дополненной реальности колонии им. М. Горького, электросверлилки «ФД» и фотоаппараты «ФЭД», производившиеся воспитанниками коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, о борьбе которого с беспризорностью теперь мало кто знает, издания главного труда Макаренко «Педагогической поэмы» на русском и иностранных языках (в частности, издания Научно-исследовательского центра сравнительной педагогики университета в Марбурге), личные вещи Макаренко (он любил, чтобы у него на столе было много хорошо отточенных карандашей), платяной шкаф из последней квартиры педагога и писателя в Лаврушинском переулке. Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского представила собравшимся уникальные альбомы с фотографиями эпизодов жизни колоний, которые возглавлял Антон Семенович, самого Макаренко. На конференции известный российский макаренковед, кандидат педагогических наук В.В. Морозов, давний друг нашего музея, сам воспитанник С.А. Калабалина, ученика и сподвижника Макаренко, подарил нашему музею свою новую книгу «Педагогика в человеческом измерении». Вслед за своим наставником В. Морозов готов повторить и сейчас: «Моя педагогическая вера: педагогика – вещь, прежде всего, диалектическая…»; «Надо по-настоящему обратить педагогику в активную целеустремленную политическую науку. Учитель должен обладать необходимой смелостью и для того, чтобы более действенно ковать молодые характеры, и чтобы не привыкать к шаблонам». В своем рассказе детям о Макаренко я уделял особое внимание линии становления человека, что называется, с «биологических азов» до «социально-духовных высот» на примере Семена Калабалина (в «Педагогической поэме» – Карабанов), принятого в колонию из камеры смертников, казалось бы, отпетого преступника, аморального существа, буквально превратившегося в человека («очищенного до человека»), затем – в лидера коллектива, а позже – в главного помощника А.С. Макаренко под воздействием его воли, решительности, требовательности в сочетании с доверием и подлинным гуманизмом. Сейчас при воспитании детей многие ссылаются на «плохую генетику», не принимая всерьез факторов среды, коллектива, отступивших на второстепенные роли. Обращение к наследию Макаренко, его последователей помогло бы родителям, педагогам несколько уравновесить эти составляющие личности – биологическую и социальную. Скорее, под влиянием не земного, а «звездного притяжения» в марте-апреле мы уделяли внимание выдающимся достижениям нашей страны в области освоения космоса. В нашем собрании есть книга одного из героев музея – В.С. Зотова. Он являлся сотрудником Дома-музея К.Э. Циолковского в Калуге; его книга «У истоков космической эры» вышла в 1962 году и информировала читателя о «дедушке космонавтики» К.Э. Циолковском, но автором была посвящена Ю.А. Гагарину. Адресуясь к этому источнику, я рассказывал о нашем выдающемся соотечественнике. Как известно, К. Циолковский долгие годы преподавал физику в калужской женской гимназии. Некоторые девочки подтрунивали над странноватым учителем-мечтателем, а он порой говаривал им со страстной убежденностью: «Вы все полетите!» Ну, разве нет повода похихикать? Только годы спустя уже пожилыми женщинами ученицы Циолковского поняли, что имел в виду их наставник! Конечно, мы вели речь и о первом в истории полете человека в космос, и о первом выходе человека в космическое пространство. Данные события освещались более или менее широко и вне музейной площадки, но именно на ней ребята могли получить «привет от Ю. Гагарина» через «цепочку», состоящую всего лишь из двух человек. Я сообщал ранее в одном из своих репортажей, что другом нашего музея с 9.03.2020 года стал заслуженный испытатель космической техники Леонид Александрович Китаев-Смык, готовивший к полету Юрия Гагарина и других космонавтов, легендарный сотрудник Летно-исследовательского института (ЛИИ), первый неофициальный психолог первых же космонавтов. Леонид Китаев-Смык вместе с Юрием Гагариным на борту самолета ТУ-104 в состоянии невесомости испытывали оборудование для полета Андриана Николаева. Юрия Гагарина нет с нами уже 53 года, а Л. Китаев-Смык, родившись ранее Юрия Алексеевича, жив до сих пор (18 мая ему исполняется 90 лет)! Вот эпитет «живая история» по всем меркам относится к Леониду Китаеву-Смыку; так он не только «история», но еще столь бодрая «современность»! Так и получается, что через Китаева-Смыка и через меня ребятам был передан «привет от Гагарина», включивший его веру в прогресс, невероятное обаяние, преданность Отчизне. Иногда по телефону или посредством WhatsApp Китаев-Смык обращался к моим воспитанникам. Однажды нам удалось провести небольшую дистанционную конференцию. Леонид Александрович поведал, как в 1941 году его с другими детьми эвакуировали из Москвы на дряхлом пароходике, заваленном для маскировки деревьями, и как немецкий пилот начал прицельное преследование судна: три бомбы ухнули в воду рядом с бортом, а четвертая угодила прямо в пароход, но, к счастью, не взорвалась… Активист музея Дмитрий Гнеушев (3 класс) поблагодарил заслуженного испытателя за то, что он подготовил к полету наших космонавтов, и пожелал ему здоровья, везения, удачи его детям. А Матвей Фомичев (3 класс) поинтересовался у исследователя, какими качествами отличался Гагарин и как отнеслись американцы к тому, что мы опередили их в космосе. Не менее 8 ребят сумели тогда пообщаться с Леонидом Китаевым-Смыком, порадовав его смекалкой, ясным сознанием. А ведь все это было импровизацией, никакого «сеанса связи» мы не готовили! Некоторое время спустя, снова вернувшись к космической теме, дети захотели нарисовать рисунки по ней (второклассник Артем Губенко изобразил выход Алексея Леонова из «Восхода-2», четвероклассник Андроник Егиазарян – запуск ракеты и т.д.), Ярослав же Полетаев (3 класс) попросил у меня книжку Л. Китаева-Смыка «Мои встречи с Юрием Гагариным» и, опираясь на фотографии, изобразил самого автора. Сей портрет с наилучшими пожелания мы отправили Леониду Александровичу в День космонавтики и авиации. В какой-то момент мы получили от Китаева-Смыка письмо: «Дорогие девочки и мальчики! Благодарю вас за внимание к моим рассказам. В космосе много чудесного. Я вижу, что кое-кто из вас будет космонавтом. Космос – это будущее человечества». Внутренне рассуждаю: увы, космонавтами сейчас вряд ли кто-нибудь захочет стать, не те приоритеты, но все же спрашиваю у первоклассников после очередной беседы (и внутренне тревожусь за их реакцию): «Ребята, вот вы услышали отклик Леонида Александровича. Может, он не знает нынешних детей или я в чем-то заблуждаюсь: кто-нибудь желает из вас стать космонавтом?» Не прошло и секунды, как несколько человек подняли руки: Степан, Максим, Иван, Матвей, Платон, Дарья, Ясмина. Конечно, это был порыв, воодушевление, рожденное в процессе нашего музейного занятия, но важно, чтобы человек хоть раз в жизни захотел стать космонавтом! Понимаете почему? Всем детям в сопровождении взрослых я рекомендую посетить выставку «Первый», открывшуюся 13.04 в Музее космонавтики. Я осмотрел экспозицию сразу же в день открытия и удивился кропотливой работе, проделанной музейщиками, экспонатам, собранным под одной крышей впервые. Чего стоят школьная парта Гагарина или листок из блокнота С.П. Королева, где он набросал варианты названия первого корабля с человеком на борту! Вот мы с ребятами читаем предполетное письмо Гагарина, которое его семья получила годы спустя: «Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей /…/ Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях». А кому же Гагарин посвящает свой полет – родителям, жене, дочкам, правительству? Нет! Екатерина Егорова, за год осваивающая два класса, искренний друг музея, замечает: «Всему миру!» И как не принять ответа, озаренного завораживающей естественностью девочки? Да, он не вполне согласуется с той конкретикой, в которой его дал Юрий Алексеевич, но, по сути, девочка не ошиблась. Конечно, я читаю строки самого космонавта и объясняю, почему Катя права, а в эти минуты мы с детьми словно достигаем своеобразного «педагогического космоса» благодаря общим усилиям, гармонизации наших чувств, мыслей, надежд, благодаря той «летучей» субстанции, которая живет в нас, ну уж в ребенке – точно. Я уже упоминал в прежней статье, что недавно при участии музея в свет вышел сборник «Мы – последние этого века…», посвященный практике и методике гражданско-нравственного воспитания, памяти корифея Карбышевского движения заслуженного учителя РФ В.Г. Кукаркиной. В сборнике содержится сценарий, созданный по письмам с фронта Александра Белоусова – воина, любящего сына, внука, отважного командира, павшего в бою на территории Венгрии осенью 1944 года. В 1945 году родилась дочь Саши – Александра. И в преддверии великого праздника мне отрадно сообщить, что под влиянием нашего сборника Александра Шломенко (Белоусова), живущая ныне в Сочи, за короткое время создала книгу, куда вошли все письма ее отца с 1940 по 1944 г., а также письма мамы, и издала ее («Письма с фронта. 1944-1945»). И эта книга была представлена на недавней грандиозной выставке в Гостином дворе. В послесловии Александра Александровна выражает благодарность нашему музею. Вот такой сюжет получился – драматичный и при этом бодрящий, ладный. Кстати, еще предстоит презентация нашего сборника, которая, не исключено, пройдет в Музее Победы на Поклонной горе. Когда тучи расходятся, видно звездное небо. И тогда кажется, что люди в силах проложить звездные маршруты. Даже индивидуальные, пусть в грезах, в играх. А человечеству в целом надо бы попристальнее заниматься именно такими проектами. Зеленоград весьма потрудился для звезд. Правда, теперь под звездами подчас подразумевают каких-то популярных в той или иной области персонажей. Да и в педагогике есть свои «звездочки». Не страшно, если звезды будут и на земле. Но тянуться я все же предлагаю к тем, давним, «классическим». Весна – хорошее время для старта. Подумайте… Александр СНЕГУРОВ, народный репортер Зеленограда

Звездные маршруты весны
© Префектура Зеленоградского административного округа