9 Мая — не праздник, а день скорби: как рассказывать детям о войне
Делимся мнениями родителей и экспертов о том, как правильно говорить с ребенком о войне, не травмируя его психику. Отношение к прошлому напрямую определяет наше настоящее и будущее, поэтому обходить с детьми тему войны неправильно. Говорить о войне важно и необходимо. Как это делать — большой и сложный вопрос. Чтобы ответить на него? мы обратились к экспертам — учителям, журналистам, общественным деятелям, а по совместительству мамам и папам — и узнали, что они рассказывают своим детям (или ученикам) о Второй мировой и Великой Отечественной войнах, как объясняют, что вся страна празднует 9 Мая. Тамара Натановна Эйдельман, учитель истории, преподаватель лектория «Прямая речь» Во-первых, я бы объяснила, что праздновать совершенно нечего. Окна моей квартиры выходят на Поклонную гору, и когда 9 мая я вижу гуляния развеселых людей, девиц в пилотках и все остальное, что здесь творится, у меня возникает ощущение кощунства. 9 мая — не праздник, а день скорби и поминовения тех, кто погиб на войне: прадедушек и прабабушек нынешних детей. Важно, чтобы молодое поколение это понимало. Рассказывать никакие подробности маленьким детям не стоит, но эту мысль они вполне усвоят. Во-вторых, надо говорить правду. Ясно, что просто физически невозможно описать все, что происходило во время войны. Но если мы будем опускать многие тяжелые моменты, замалчивать что-то, то породим в детях неверие в подвиг советского народа. Они почувствуют фальшь и ничего не поймут. Когда мы готовимся к экзамену по истории в школе, приходится много времени уделять датам, именам. Это важные вещи и ученики должны их знать, но куда важнее, чтобы они осознавали, что война — это ужасно. Это не фейерверк, а трудная работа. И рядом с жестокостью, грязью, кровью и проявляется удивительный подвиг людей. Когда детям просто говорят: «Ваши предки совершили великий подвиг» — это пустые слова, они девальвируются моментально. В них излишний пафос. На мой взгляд, когда мы скатываемся в него, это провал. Станислав Кучер, журналист, отец двух дочерей Лучшее, что я могу сделать — это пробудить у своих дочерей интерес к истории в принципе, к событиям XX века, к истории Второй мировой войны и Великой Отечественной, в частности. Я могу объяснить, почему знать историю страны и мира важно. Например, рассказать, что мир — это большая деревня, а страна — один из домов в ней. Что твои соотечественники — это как семья, в которой ТЫ родился и рос, а иностранцы — как соседи, хорошие и плохие, без которых невозможно представить жизнь ни одной семьи. Хочешь быть здоровым — узнай, чем и почему болели твои родные, хочешь быть счастливым – пойми, как и почему стали счастливыми или несчастными твои родители. Хочешь, чтобы у тебя было много друзей — разберись, как твои близкие строили отношения с соседями. Причинно-следственные связи никто не отменял, твое будущее и настоящее неразрывно связано с твоим прошлым — со старшей дочкой мы уже об этом говорили, она это понимает, очень много читает и, уверен, когда ей станет интересно, прочтет много всего разного и про Вторую мировую войну. Своей главной задачей, повторю, я вижу пробуждение интереса. Вторая задача (и для ее решения тоже не надо быть ни историком, ни журналистом) — объяснить, что потомки и победителей, и побежденных так часто и много врут, что информацию лучше всею черпать из свидетельств очевидцев событий. Что еще я могу сделать? Еще я могу рассказывать истории из жизни нашей семьи. Например, о моих бабушках— Ольге Ивановне и Екатерине Семеновне, которым в том году исполнилось бы ровно 100 лет. Бабушка Оля всю войну трудилась в тылу, она сама выучила азбуку морзе, хотела стать разведчицей, просилась на фронт — но ее не пустили — потому что за два года до войны как иностранный агент был расстрелян ее двоюродный брат, военный летчик‚ герой войны в Испании, доброволец, исполнитель одного из первых таранов. И бабушка Оля так и не смогла простить этого ни Сталину, ни партии, хоть и называла себя до конца жизни беспартийной большевичкой. Не меньше историй и про бабушку Катю, которая выжила в блокадном Ленинграде (а потом дошла до Австрии и закончила войну командиром санитарного батальона в Вене). Но в партию ее, кстати, тоже не приняли — потому что ее сын — мой отец — родился вне брака. А мой дед — пограничник-орденоносец — до конца жизни писал письма всем генсекам с просьбой его простить за «аморалку» (при том, что с бабушкой они прожили всю жизнь душа в душу, родив на свет, помимо моего отца, еще и двух моих теть). Уже для наших детей эта Великая Война — ненамного ближе, чем для нас Первая мировая. Это нормально, а, если хорошо подумать, просто здорово. Для того наши деды и воевали, чтоб их правнуки не жили с унаследованным из детства, почти подсознательным желанием помаршировать и «довоевать». Вот примерно так я говорю и буду говорить со своими дочками о войне. И ни в коем случае не буду их стыдить, если они посреди разговора скажут: «А расскажи лучше про то, как ты играл в индейцев!» Интерес к истории не может быть навязан. Только пробужден. Ольга Громова, писатель, автор книг «Сахарный ребенок» и «Вальхен» Мне представляется, что идеальный вариант познакомить ребенка с темой — показать ему зарисовки из жизни: что было на фронте, что в тылу. В детстве мы зачитывались коротенькими рассказами Сергея Алексеева о разных войнах, в том числе Великой Отечественной. И эти рассказы запомнились, потому что были яркими, четкими, картиночными. Хотя на самом деле, это почти сказки: романтизация боев и несокрушимая армия. А о войне всё-таки нужно говорить как о страшном и ненормальном для человека явлении. Да, современные дети, скорее всего, уже не так уж всерьез будут читать Алексеева: стилистика жизни другая. Подходящая книга для разговора о войне с младшими школьниками — сборник рассказов Станислава Олефира «Когда я был маленьким, у нас была война». Там нет великих подвигов, наступлений, побед, но есть истории о том, как страшно детям в войну и как они при этом живут своей в общем-то очень детской жизнью. Можно выбирать маленькие отрывки из книги «Письма с фронта» и читать детям о том, что чувствовали солдаты перед боем, как им не хотелось умирать. Для ребят чуть постарше (от 10-12 лет) есть совершенно потрясающая книга Ольги Колпаковой «Полынная елка». Помимо того, что это история высылки немцев с юга России на Алтай, там много описаний жизни тыла военных времён — истории одна другой сильней. На фоне нынешних фанфар и парадов, важно вложить в головы молодого поколения, что война — это не «ура, войнушка», и не «ура, мы всех победили». Война — это тяжело, страшно. И идеальный формат для рассказа об этом — коротенькие картинки из жизни, а не общие слова о том, как всех побеждала героическая армия. Победа важна, но важнее помнить её цену. Ну а для старших сейчас много хороших, честных современных книг о войне, как русских, так и переводных. Тутта Ларсен, телеведущая, мама троих детей Я считаю, что об этих событиях ребенку рассказывать надо, даже если он не очень ими интересуется. Это важная часть его истории, идентификации — культурной и национальной. Мы должны помнить о таких войнах, чтобы они не повторялись. Единственное, необходимо подбирать информацию, подходящую ребенку по возрасту. В 12 лет я нечаянно посмотрела фильм Элема Климова «Иди и смотри» — меня это очень травмировало. С тех пор я с трудом смотрю кино о войне , хотя эта тема меня волнует. Подходящий вариант рассказать о войне — вспомнить прадедушек и прабабушек. Сомневаюсь, что есть хотя бы одна семья, в которой не было тех, кто ушел на фронт или героически трудился в тылу. Ими надо гордиться. На счет парада у меня двойственное впечатление. Как житель Москвы я ежегодно страдаю от пробок, перекрытий дорог во время репетиций 9 мая. Но я вижу, с каким восторгом мои дети смотрят парад по телевизору: это красиво, эффектно. Другое дело, что классно было бы, если парады поддерживались другими благими делами: чтобы о войне мы вспоминали не только раз в году, а ветераны всех войн получали своевременную поддержку. Если говорить о массовых событиях, связанных с памятью о нашей великой победе, мне гораздо больше нравится акция «Бессмертный полк». Все-таки парад — это действо, которое в 99% случаях ты можешь посмотреть только по телевизору и которому предшествуют большие проблемы с трафиком в Москве. А «Бессмертный полк» — это акция, в которой может участвовать каждый. Это гораздо важнее, а главное полезнее с точки зрения поддержания памяти о героической победе советских людей в этой войне. Екатерина Бек, мама троих детей и консультант по вопросам образования Детям обязательно надо рассказывать о той войне. Извините за банальность, чтобы этого просто больше никогда не повторилось. Мне кажется, любой ребенок рано или поздно задаст вопрос по этой теме. Информация до сих пор витает в воздухе, память о войне проявляется в наших родителях, бабушках и дедушках. Сложно избежать информации о ВОВ, если ты живешь в России. Только, наверное, если из дома не выходишь и ни с кем не общаешься. Самый короткий путь рассказать ребенку о войне — через личные истории членов семьи. С фотографиями, конечно. Мои дети возвращаются к обсуждению ВОВ снова и снова, то есть это не за один раз происходит. А еще они очень хотят быть уверены, что это не повторится. И здесь я рассказываю про то, что было после войны. И почему с тех пор таких огромных трагических войн больше не было. И, как надеюсь, не предвидится. 9 мая нам следует устраивать не праздник, а день траура, чтобы почтить память всех тех, кто был там, кто сражался, кто вернулся и кто не вернулся. Это день памяти, а не карнавал. Мне неприятно наблюдать эту выхолощенную героику и потрясание оружием. Для меня пышные празднества выглядят как спекуляция на теме ВОВ. Эти бюджеты можно было бы потратить совсем по-другому, на тех же участников войны, которые еще живы… Получилось бы менее пафосно, конечно, но зато более человечно. Ирина Слуцкая, российская фигуристка, депутат Московской областной думы, многодетная мама: Конечно, с ребенком надо говорить о том, что было в Великую Отечественную войну: как отважно и храбро наши предки сражались за Родину, как им было страшно, вспоминать о подвигах. 9 мая мы празднуем победу, которую 76 лет назад одержал весь наш народ. Я не сталкивалась, чтобы события Великой Отечественной не вызывали у детей интереса. Наверное, все зависит от того, кто рассказывает и как рассказывает. Если приводить сухие факты, то ребенка не заинтересуешь. Поэтому надо обратиться к истории своей семьи, вспомнить, что лично для ваших дедушек и бабушек значила та война. Малышам можно показывать мультфильмы, картинки о войне, с детьми постарше смотреть серьезные фильмы. Со своими детьми я делюсь историями, которые слышала из первых уст — от ветеранов, работников тыла — а также тем, что рассказывали мои дедули-бабули. Если родителям сложно понять и объяснить события ВОВ, то можно обратиться к книгам. Фото: Depositphotos Главный редактор «Летидора» Ксения Краснова воспитывает… родителей! Как? Смотрите TikTok!