Война в произведениях современных писателей
К счастью, память об этих людях и о годах войны сохраняется в книгах. Они позволяют нам узнать о великом подвиге, который совершил наш народ. Читая произведения о войне, пусть они написаны не про наших отцов, дедов и прадедов, мы проникаемся героизмом. Война для всех была безжалостным, суровым испытанием. Книги о ней напоминают о подвиге погибших родственников и побуждают нас помолиться за тех, кто отдал свою жизнь, чтобы над нами было мирное небо.
Среди произведений Владислава Бахревского, номинанта Патриаршей литературной премии, есть «Героическая азбука». Это издание в свое время было отмечено на конкурсе «Просвещение через книгу». Название ее оправдывает себя. Благодаря азбуке дети постигают азы чтения, а из «Героической азбуки» они узнают самое основное о Великой Отечественной войне.
Главы здесь есть такие: «Начало Великой Отечественной войны», «Битва за Москву», «Битва за Ленинград», «Первые города-герои», «Ни шагу назад», «Сталинградская битва», «Курская дуга», «Битва за Днепр», «Победы 1944 года», «Освобождение Европы». В каждом разделе содержится несколько коротких емких рассказов, помогающих школьникам получить представления о событиях, отдельных случаях из жизни семей, о героях войны — маршалах, генералах, солдатах, а еще о детях, которые защищали родную землю. «Героическая азбука» помогает сохранить подлинную историю Великой Отечественной войны, почувствовать, как наш народ защищал свою Родину, и без искажения передать исторические сведения следующим поколениям.
Как и Владислав Бахревский, Игорь Волгин был ребенком во время войны. Возможно, именно поэтому в небольшом стихотворении поэту удается передать детали событий и настроение времени с большей точностью, чем авторам объемных прозаических произведений. У Игоря Леонидовича есть стихотворение о первой послевоенной зиме:
Крест-накрест двери заколочены.
Как дула — скважины замков.
О эти сумрачные очереди
У продовольственных ларьков!
И мы, стоящие со взрослыми
(Поскольку тоже хлеб едим!),
Болтаем рыжими авоськами,
Скучать без дела не хотим.
…А мы еще на свете не жили,
Нам все на свете нипочем.
А мы — мы лепим бабу снежную
И не горюем ни о чем.
Мы лепим, будто обалделые,
Но хитрый есть у нас расчет:
Недаром наша баба белая
В ту бабью очередь встает.
Она стоит и улыбается,
И ей неведомо пока,
Что на нее — не полагается,
Не полагается пайка.
О послевоенном времени Игорь Волгин рассказывает и в других поэтических произведениях. Его стихотворение «Зима 1953 года» повествует о том, какой след оставила война в судьбе каждого человека:
Синей поземкою занесены
Послевоенные долгие сны.
Как бы в последнее впав забытье,
Видят сограждане: каждый — свое.
Видит скрипач Копелевич к утру
Дочь, погребенную в Бабьем Яру.
Видит Вахитова, наш управдом,
Мужа, убитого в сорок втором.
Видит Сабуров, слепой гражданин,
Бой за Проскуров и бой за Берлин.
Лирика этого номинанта Патриаршей литературной премии — мощный отголосок горестных событий. Она пронизана личными свидетельствами ветеранов о решающих сражениях. В стихотворных строках запечатлено отношение наших предков к трагедии войны, поэтому произведения Игоря Леонидовича не оставляют равнодушным и нашего современника.
В прозе Василия Костерина тема Второй мировой войны тоже присутствует. Отмечу, что настоящее имя автора — Валерий Владимирович Лепахин. Его книга «Омофор над миром» содержит описание чуда, произошедшего в военные годы. Немцы не вывезли своих раненых из монастыря, где был организован госпиталь, но время на минирование обители у них нашлось. Из-за особого механизма взрыв должен был произойти через несколько дней, когда монастырь займут советские войска. В обители находилась Ченстоховская икона Божией Матери. Рядом с ней был спрятан самый большой заряд. По милости Пресвятой Богородицы саперы вовремя обнаружили и обезвредили взрывные устройства.
Василий Костерин избирает необычный прием, представляя героев книги: некоторые имена собственные автор заменяет названием профессии человека или его звания. Свидетелем необыкновенного чуда становится Писатель. Обстоятельства складываются так, что он остается в обители на несколько дней и узнает историю Ченстоховского образа. Этот короткий промежуток времени перевернет его привычный мир. Изменят эти события и жизнь сержанта Мити, и жизнь Подполковника. Проза Валерия Лепахина напоминает современному человеку о том, что причиной многих скорбей является духовное состояние людей. Избавление и надежное основание жизни можно обрести только в Боге. Вера помогает преодолеть внешние препятствия и внутренние барьеры, воспрянуть духом.
Очень непростая тема затронута в пьесе Владимира Малягина «Третья сила (Власовцы)». В первую очередь произведение рассказывает не о крупных сражениях, а о людях, чью жизнь разрушила война. В основном это военные, попавшие в плен и потом оказавшиеся в офицерской школе РОА. Пьесы нужно читать, а не пересказывать. Думаю, произведение Владимира Юрьевича будет интересно тем, что автор затрагивает многие спорные исторические вопросы. Автор хотел показать, насколько неоднозначными могут быть исторические события, если изучать их через судьбы конкретных людей. Как сложно оценивать поступки человека, оказавшегося перед сложным жизненным выбором. Важнее всего в этот момент помнить о евангельской заповеди о неосуждении (см. Лк. 6:37).
Сколько бы лет ни было читателю, в созданных номинантами Патриаршей литературной премии произведениях он найдет ценное для себя и сумеет соприкоснуться с темой Великой Отечественной войны.