И друг, и мотиватор: как наставник может помочь школьнику и его семье

Большой разбор о роли сопровождающего в обучении для тех, кто задумывается о выборе онлайн-школы. В 2021 году родители стали всерьез рассматривать дистанционное образование как альтернативу традиционному. Однако самый большой вопрос, который волнует семьи школьников, — как поддерживать интерес ребенка к учебе. Кажется, что без живого общения с учителем и одноклассниками ребенок может быстро перегореть, а также потеряться в море новой информации. Чтобы такого не случилось ему нужен профессиональный сопровождающий. О том, что это за специалист и как он работает, мы поговорили с руководителем персонального сопровождения домашней школы «Фоксфорд» Екатериной Мамонтовой (@foxford_edu ). Что такое сопровождение в учебе и что оно дает ребенку Сопровождающий специалист — это старший наставник, который помогает ребенку адаптироваться, пройти кризисы, поддерживает и мотивирует на всех этапах обучения. Представьте ситуацию: вы решили научиться программированию или серьезно заняться йогой. Вы можете выбрать одну из стратегий — осваивать самостоятельно, изучить теорию и перейти к практике, попутно ошибаясь и получая опыт. Или же обратиться к наставнику, который уже прошел этот путь и знает все «подводные камни». Когда ребенок начинает учиться в онлайн-школе на него обрушивается поток новой информации. Она разная, ее трудно уложить в удобную и простую систему самостоятельно. Сопровождающий помогает быстрее адаптироваться, освоиться на обучающей платформе, познакомиться со сверстниками в школе. Когда адаптация пройдена и начинается процесс обучения, могут возникать другие трудности: что-то не понял, о чем-то забыл и мотивация резко падает. Сопровождающий оперативно дает обратную связь, помогает разобраться, напоминает о целях. И так на протяжении всего учебного года. Ребенок не остается один на один со своими трудностями, он всегда может обратиться за советом и получить реальную поддержку. С наставником он сохраняет темп обучения и успеваемость. У детей, обучающихся с сопровождающим специалистом, в 1,5 раза выше вовлеченность, успеваемость и посещаемость. Они более продуктивны, системны и активны из-за грамотного планирования. У 30% успешных и знаменитых людей были менторы-вдохновители, благодаря которым они смогли достичь таких высот. Об этом говорят данные исследования компании Endeavor на эту тему. Может ли родитель стать сопровождающим для своего ребенка Родителю в роли сопровождающего предстоит участвовать в учебной жизни ребенка, контролировать, следить за мотивацией и успеваемостью, помогать составлять расписание . Здесь есть риск выдавать готовые решения: «Знаешь, я в школе делал так, давай и ты!». Ребенок скорее всего не прислушается, ведь вы родитель, а не опытный наставник. У него другая роль. Роли родителя и ребенка понятны и отработаны. В моей практике очень редко встречались родители, способные занять нейтральную позицию, стать наставником и помощником. Велики риски уйти в «строгого учителя» или начать делать самостоятельно, не зная, как объяснить материал. Плюс сопровождение — это время, которого у работающих родителей и так не всегда хватает. В идеале – совмещать в себе функции учителя, наставника и друга. И это легко делают профессиональные сопровождающие. При этом родителю важно оставаться рядом, поддерживать связь с сопровождающим, быть с ним «на одной волне». Например, сопровождающий говорит, чтобы ребенок делал уроки в такое-то время по плану, а потом отдыхал. Это важно и полезно. А мама приходит с работы и говорит: «Нет, садись за уроки сейчас». Конечно, в такой ситуации ребенку сложно адаптироваться. Поэтому родителям и наставнику важно быть заодно. Персональная траектория: как подготовиться к спадам и подъемам Любое обучение начинается с азарта, повышенного интереса и ожиданий. Мы называем этот этап «медовый месяц». Потом ребенок начинает глубже погружаться в учебу — что-то у него получается, эти успехи радуют. На этом этапе возникают и первые трудности. Наступает смятение, появляются сомнения: «Туда ли я записался? Что-то не радует, не получается. Пойду-ка поиграю». Это препятствие называется «скала смятения». И вот мотивация падает совсем, ребенок оказывается в «пустыне отчаяния». Прогресс замедляется, информации становится больше, она усложняется, хочется все бросить. Постепенно ребенок начинает выходить из этой «пустыни». Не сразу, но что-то начинает получаться: задачка долго не решалась, а тут удалось раскусить ее. И появляются силы двигаться дальше. Сопровождающий понимает, какие подходы нужны на каждом этапе этой кривой, и может оказать грамотную помощь. Как сопровождающий помогает ребенку во время спада интереса к учебе 1. На этапе медового месяца мотивация ученика зависит от того, насколько он понимает структуру обучения и дисциплину. Тут важно, чтобы ребенок почувствовал себя настоящим героем, которому все по плечу. Наставник дает адаптационный курс, в котором в формате микрообучения ребенок получает всю необходимую информацию про обучающую платформу и те навыки, которые ему тут пригодятся. Так называемые soft и hard skills . Персональный сопровождающий каждый день поддерживает и отвечает на вопросы, структурирует информацию и дает немедленную обратную связь. Он помогает составить расписание, учит ориентироваться в потоке информации. Когда на горизонте возникает скала смятения — ученик осознает реальную сложность, начинает пропускать занятия и саботировать домашние задания. Сопровождающий на этом этапе использует разные приемы мотивации, помогает ставить цели, видеть маленькие результаты и гордиться ими. Пустыня отчаяния — этап, которого не избежать, он бывает у всех, даже если у ребенка самый опытный наставник. Сопровождающий: - начинает активнее мотивировать, разбирает сложные задания, на регулярных встречах добавляет задания и упражнения для развития навыков soft skills, организует онлайн-встречи и клубы по интересам между детьми. Мотивация просыпается, ученик начинает интересоваться учебой, делает все самостоятельно. 4.И тогда наступает подъем — вера в себя растет, сопровождающий уже работает как фасилитатор, помогает направлять энергию. Ученик вовлечен, самостоятельно учится, иногда приходит с вопросами к сопровождающему, чтобы услышать его опыт и вместе с сопровождающим продолжает делать упражнения по развитию навыков soft skills. В конце учебного года ребенок самостоятельный, у него уже есть опора на свой опыт и своя траектория. Здесь сопровождающий выступает как делегатор. И уже в следующем году — советчик, ментор и друг. Как выбрать сопровождающего для ребенка Анкетирование. У нас в «Фоксфорде» есть особая система психологической совместимости. Мы составляем пары ребенок+наставник. Мы не приветствуем отбор только по фото и стараемся ориентировать семьи на опыт сопровождающих. Наставники и родители (или дети) заполняют анкеты, где указывают не только возраст, профильные предметы, но и интересы. Это делается для того, чтобы ребенок смог пообщаться с сопровождающим на отвлеченные темы, близкие обоим: кино, музыка, рисование, спорт. Это очень важно на этапе адаптации в первый месяц-полтора. Общие интересы сближают. В начальных классах родители предпочитают наставников возраста 35+, что ближе к их возрасту; в старших классах — более молодых, студентов-выпускников до 25 лет, они ближе по интересам к ребенку, ему легче найти с ними общий язык. Профильные предметы. Это актуально для детей среднего и старшего школьного возраста. Уже есть понимание, куда хотелось бы поступить, какие предметы для этого нужны. Наставник по профильному предмету может помочь с домашними заданиями по углубленному курсу, подготовить к олимпиаде и даже поделиться опытом поступления в вуз по выбранному направлению. Естественно, базовую школьную программу наставник знает от и до. Его задача — помочь, если возникают сложности. Помочь исследовать, но не решать за ребенка. Согласно исследованию МГТУ им. Н. Э. Баумана о менторстве в высшем образовании, такая практика помогает готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для развития промышленности, производства, науки и экономики России. Для чего ребенку нужен наставник? Важный вопрос, мы его задаем всем родителям. Одним нужен мотиватор, другим просто друг, третьим — человек, который научит навыкам XXI века. Этот запрос тоже важно учесть. Наставник, в первую очередь, это друг, который хорошо знает возрастные особенности детей разного возраста и умеет с ними работать. Сопровождающий на связи в чатах и мессенджерах регулярно, он оперативно отвечает на вопросы. Это позволяет давать быструю обратную связь и решать возникающие проблемы. Что контролирует сопровождающий Многие ошибочно считают, что наставник контролирует только успеваемость и посещаемость. Это не так, его сфера гораздо шире и системнее. Сопровождающий отслеживает: подъемы и спады в обучении, помогает их экологично пройти, не растеряв мотивации; эмоциональное состояние ребенка — был активным и общительным и вдруг замкнулся, стал обидчивым; успеваемость и посещаемость — при необходимости напоминает и помогает разобраться со сложными задачами; мотивацию и ее изменения, поддерживает здоровый баланс; прогресс ребенка еженедельно, ежемесячно; самоидентификацию — помогает ребенку разобраться в себе, понять, какие навыки уже есть, каких не хватает и их нужно развить. От вовлеченности наставника зависит успех ребенка, поэтому его заинтересованность и включенность всегда на максимуме. Подведем черту. Сопровождение помогает ребенку быстрее и эффективнее адаптироваться, с большим энтузиазмом и эффективностью учиться, развивать навыки, которые необходимы во взрослой жизни. Такое взаимодействие — хороший опыт командной работы с нацеленностью на результат и умением решать трудности. Это важный скилл, востребованный в большинстве современных профессий. Фото: Depositphotos О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!

И друг, и мотиватор: как наставник может помочь школьнику и его семье
© Letidor.ru