Все эти убеждения давно устарели, но многие родители продолжают их придерживаться.
Большинству родителей нетрадиционную сексуальную ориентацию обсуждать неудобно. Однако недосказанность порождает множество мифов . Самые живучие из них мы разобрали вместе с Кариной Рихтере, профессиональным психологом, специалистом по детско-родительским отношениям и мамой пятерых детей (@mamazonka.ru) .
Одна из самых частых «страшилок» для родителей — на сексуальность ребенка можно повлиять, поэтому нельзя говорить о людях с нетрадиционной ориентацией и вообще лучше игнорировать вопросы о гомосексуальности. В реальности на сексуальность влияют вот эти факторы.
• Биологические. Мозг гомосексуалов работает не так, как у гетеросексуалов. На его развитие влияют, во-первых, гены, которые мы передаем ребенку. Во-вторых, гормональный фон мамы и другие стрессовые факторы во время беременности.
Есть версия , которую выдвинул нидерландский нейробиолог Дик Свааб: если у женщины преобладают мужские гормоны, а во время беременности она испытывает постоянный стресс , велика вероятность, что ребенок будет гомосексуалом.
• Психологические. На сексуальное поведение ребенка в будущем влияют отношения с мамой и папой. Мама дает дочери ориентиры и стандарты поведения женщины.
Если материнская модель недостаточно убедительна или вызывает отвращение у девочки, она может не идентифицировать себя с женским полом.
Проблемы гендерной идентичностью могут привести к тому, что в будущем женщина будет строить отношения с представительницами своего пола.
Не менее важна и фигура отца. В отношениях с ним девочка репетирует отношения с будущими партнерами. Если папа не принимает участия в воспитании дочери , он слишком авторитарен или строг, в будущем это приведет к проблемам в отношениях с противоположным полом.
В некотором смысле на сексуальное поведение действительно можно повлиять, если не сформировать у дочери правильных семейных моделей. Если в семье не будет доверительных отношений между ребенком и родителем, а мама или папа вынуждены играть роли обоих родителей, то замалчивание и игнорирование такой темы не убережет дочь от «неправильных» сексуальных предпочтений.
В нашем восприятии гомосексуалов осталось еще много стереотипов. Мы думаем, что многие лесбиянки мужеподобны, грубы, предпочитают определенный стиль в одежде, выбирают определенные книги и занятия. Мы представляем их этакими мужчинами в юбке с сильным волевым характером, короткой стрижкой и гаечным ключом в руках.
Мы под микроскопом изучаем дочь в поиске «нежелательных» черт характера. Покупаем ей розовые платья с рюшами, отращиваем длинные волосы и не разрешаем играть с паровозиками и машинками. На день рождения мы дарим ей огромных кукол и плюшевых мишек и запрещаем лазить по деревьям и играть в активные игры.
В реальности гомосексуалы очень разные. Среди них можно встретить как активных и боевых женщин, которые обожают возиться с машиной и строить кормушки для птиц, так и любительниц легких платьев, вышивки крестиком и чая с лепестками роз.
Дело вовсе не в чертах характера, а в том, как развивается мозг ребенка и какие модели поведения мы даем дочери.Выбирая для нее определенные игрушки и запрещая носить брюки, мы не сможем уберечь ее от гомосексуальности в будущем. Вместе с тем мы не даем дочери возможности выбора и не показываем все разнообразие этого мира.
Это продолжение предыдущего мифа и попытка определить будущую ориентацию дочери по тому, с детьми какого пола она предпочитает играть. Дело в том, что гендерная идентичность окончательно формируется в подростковом возрасте. На нее влияют биологические и социальные факторы.
• Биологические факторы — это работа мозга и гормональный фон . Если в организме девочки вырабатывается слишком много мужских гормонов, а мозг сформирован по мужскому типу, ей будет сложно воспринимать себя девочкой.
• Социальные факторы — это влияние социальной среды. Если на ребенка давят, говорят, каким ему нужно быть, а все значимые взрослые вокруг него придерживаются традиционной гендерной модели и не принимают потребности и индивидуальные особенности ребенка, ему будет сложно принимать себя и свой гендер.
При расстройстве гендерной идентичности девочки действительно могут выбирать партнеров своего пола, но влияют на это вовсе не игры с мальчиками.
В играх дети, конечно, проигрывают ролевые модели, но однозначно сказать, что общение с детьми не своего пола приводит к проблемам с сексуальностью в будущем, нельзя. Вполне возможна и обратная ситуация: если девочка будет взаимодействовать только с представительницами своего пола, она не будет знать, как строить отношения с мальчиками. Повзрослев, она начнет предпочитать общение с женщинами, потому что они понятны, знакомы и предсказуемы.
Это продолжение первого мифа: если на ориентацию можно повлиять, то ее можно и изменить. Поменять ребенка и сделать его «нормальным» чаще всего хотят родители из традиционных и религиозных семей. Поэтому дети, чтобы не огорчать родителей, не говорят им о своей ориентации и всячески скрывают своих партнеров.
Если же дочь решится на каминг-аут и сообщит родителям о своей ориентации, есть вероятность, что семья всеми силами постарается «вернуть ребенка на путь истинный». В борьбе за нормальность хороши все средства. Родители обращаются к ортодоксальным психиатрам , могут отправить ребенка на лечение в психиатрическую лечебницу и попытаться найти партнера «правильного» пола. Некоторые родители даже практикуют профилактические изнасилования.
Если речь не идет о подростковых экспериментах, когда ребенок ищет себя и раскрывает грани своей сексуальности, изменить его ориентацию невозможно.
Часто это сознательный выбор, который дается не всегда просто. Если ребенок сообщает родителям о своей гомосексуальности, это значит, что перед этим он скорее всего прошел мучительные стадии из отрицания, торга, депрессии и принятия. Худшее, что мы можем сделать в этом случае, — оттолкнуть ребенка и не принимать его.
Многие родители против гомосексуальности дочерей, потому что те не смогут родить ребенка или воспитать его «полноценным» человеком. Считается, что однополые пары не могут и не хотят иметь детей. В реальности же гомосексуальные пары очень разные. Некоторые из них действительно придерживаются философии чайлдфри и отказываются от рождения детей. Другие не рожают своих детей, предпочитая усыновление и опеку.
Также есть огромное количество пар, в которых одна из партнерок рожает ребенка. На помощь в таких ситуациях приходят современные технологии и экстракорпоральное оплодотворение. Сперму для зачатия берут у доноров.
Плюс в том, что такая беременность не случайна, а значит, у ребенка в гомосексуальной семье больше шансов вырасти в гармоничных и любящих отношениях.
Что же касается невозможности вырастить «нормального» ребенка в однополой семье, то это тоже не более чем миф.
Важен не состав семьи и традиционные мама и папа, а психологический климат и взаимопонимание между родителями.Кроме того, рассуждать о гипотетических внуках, когда дочь только родилась, недальновидно. Не захотеть заводить детей может и дочь с гетеросексуальной ориентацией.
Чайлдфри становятся по самым разным причинам: от заботы о планете до желания самореализации. Не стоит давить на ребенка и готовить его к роли будущей мамы. Возможно, эта роль не подходит вашей дочери. А давление и манипуляции приведут к чувству вины и неудовлетворенности.
Мы не можем знать, каким именно вырастет наш ребенок и с партнером какого пола он предпочтет связать свою жизнь. Все, что мы можем сделать, — дарить ему нашу любовь и поддержку. И тогда, какой бы ориентации ни была дочь, она вырастет гармоничным и счастливым человеком.