«Прощайте, дети»: почему произошло жестокое нападение на казанскую гимназию №175
Первый выстрел в казанской гимназии №175 прогремел в 8:40 утра. Жертвой Ильназа Галявиева стал пожилой мужчина - работник гимназии. В этот момент вахтер успевает нажать тревожную кнопку и бежит по этажам, пытаясь предупредить учащихся.
Не переставая стрелять, юноша поднимается на третий этаж. Заходит в первый оказавшийся открытым кабинет – в этот момент там шел урок у «8А» класса и начинает расстрел. Не щадит никого.
Хотя полиция была уже на месте через 7 минут, после того как сработала сигнализация, Галявиев уже успел расстрелять 9 человек, десятки школьников оказались ранены. Жертв среди детей могло быть больше – если бы не Эльвира Игнатьева. Учитель английского языка преградила путь в класс убийце, встав у него на пути. Школьники успели закрыть дверь изнутри. При этом женщина смогла спасти одного из школьников. Игнатьева отвела его подальше от стрелявшего и прикрыла собой, когда тот зашел в класс. «Прощайте, дети» - последние слова, которые она успела сказать. Молодому педагогу было всего 26 лет.
«Она всегда приходила самая первая с учениками. Ей нравилось. Она вставала рано у нас. Жаворонком была. И занималась. У нее был кабинет и вот она это был мир, ее уголочек. За этим классом следила. Сама красила. Шторы ездили, подбирали. Детей, презентации, так красиво все делала. Самому даже охота сидеть, учить это все», - рассказывает брат Эльвиры.
Венера Айзатова в момент нападения вела урок у первоклассников. Услышала выстрелы. Вышла в коридор посмотреть, что происходит. Когда поняла, что детям грозит опасность - закрыла собой дверь в класс. Учительница умерла в больнице не приходя в сознание.
Педагог Алина Зарипова тоже не растерялась, едва услышав выстрелы начала выводить детей на улицу через эвакуационные выходы.
«Наша учитель не сидела с нами она вот так была наготове, чтобы на него идти…», - вспоминает ученица 9-го класса Айгуль Галиева.
Когда ее класс был в безопасности, Алина Зарипова бросилась назад в школу - искать сына. Но было уже слишком поздно. Мальчик погиб одним из первых, он был в том самом «8А» классе. В кабинете на третьем этаже, куда убийца ворвался в первую очередь.
«Она постоянно спрашивала: "Вы не видели «8А»?". Она от нас не отходила, держала нас вместе, чтобы родители забрали. Потом, когда родители пришли, она у нас начала спрашивать, куда поставили ее класс. Ей под конец только сказали, что у нее ребенка убили», - говорит Галиева.
С минуты молчания в память обо всех погибших в казанской гимназии началось совещание с членами Правительства, президент России Владимир Путин поручил наградить учителей, которые рискуя собой спасали детей.
«Знаю, что многие учителя в страшные минуты нападения, когда в здании звучали выстрелы, стояли у входа в классы и были готовы бороться, защищать своих учеников, своих воспитанников. Затем помогали им выбраться из гимназии, укрыться в безопасном месте. Никто не покинул свой пост, все исполнили свой профессиональный и человеческий долг. Я прошу внести предложение о награждении государственными наградами учителей и других сотрудников гимназии», - заявил Путин.
У гимназии №175 море цветов. Жители Казани приносят их сюда уже несколько дней. Стихийные мемориалы и билборды с изображением педагога-героя Эльвиры Игнатьевой, закрывшей собой учеников появились по всей стране.
Расследование трагедии взял под контроль лично глава СК России Александр Бастрыкин. Только за первые сутки были допрошены 70 свидетелей. Хотя 19-летний убийца Ильназ Галявиев сдался полиции, на допросе он вел себя, мягко говоря, неадекватно. Говорил, что вину признает, но не раскаивается.
В суде наоборот - был подозрительно спокоен, даже невозмутим. После задержания выяснилось, что год назад у него было диагностировано заболевание головного мозга. Но в Москве ему планируют провести еще одну психолого-психиатрическую экспертизу. Не до конца ясно и как вообще 19-летний молодой человек смог собрать столь внушительный арсенал.
Сразу после трагедии в Казани Владимир Путин поручил правительству серьезно повысить меры безопасности в учреждениях образования и повысить требования к владельцам оружия.
«Я поручаю правительству в самое ближайшее время внедрить единый подход – это очень важно – к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций. У нас в целом система выстроена, но многое отдано на решение местных властей, самих школ. Должен быть единый подход в целом по стране», - сообщил президент.
На том же совещании Глава Росгвардии Виктор Золотов предложил приравнять гладкоствольное полуавтоматичское оружие к нарезному.
«Нам необходимо установить, что выдачу полуавтоматического, гладкоствольного оружия необходимо делать после того, как граждане прошли пятилетний срок использования обычного гладкоствольного оружия. Потому как полуавтоматическое оружие, особенно системы "Ланкастер", фактически может быть приближено к нарезному оружию по своим убойным действиям», - отметил глава Росгвардии.
Кроме того, Золотов предложил повысить возраст для покупки оружия с 18 до 21 года и обязать всех соискателей проходить курс молодого бойца. Справки на оружейную лицензию теперь можно будет получить только в государственных клиниках, и только после обязательного осмотра у психиатра. До этого было достаточно справки том, что претендент не состоит на учете в психдиспансере. В Госдуме предложили пойти еще дальше и объединить базы данных Минздрава и Росгвардии.
Именно на примере Ильназа Галявиева старая система и дала сбой. Он якобы не состоял на учете в психоневрологическом диспансере, поэтому легко получил справку для лицензии. Не вызвал Ильназ никаких подозрений и у продавцов магазина при покупке оружия.
Разрешение на хранение оружия и патронов Галявиев получил всего за несколько часов до того, как пришел в охотничий магазин. И там этот факт никого не заинтересовал. 19-летнего студента даже не спросили, зачем ему столько патронов.
Немалую роль в трагедии сыграло и человеческое равнодушие. На допросе Ильназ рассказал, что живет один, родители даже запрещали ему приходить к ним домой без предупреждения. Такие семейные отношения были загадкой даже для педагогов колледжа, где учился Галявиев.
«Мы не можем одного понять. Полтора года назад от него съехала семья. Почему сегодня никто не интересуется его семьей? Почему семья съехала?», - спрашивает ректор ТИСБИ Нэлла Прусс.
Но дело не только в семье. В то утро на пути Ильназа Галявиева в гимназию равнодушие многих оказалось роковым.
Ни возможная встреча с людьми, ни видеонаблюдение по всему периметру дома не спугнули его. Дело в том, что он продумал все до мельчайших деталей. В то утро он даже дважды приходил в школу - в первый раз для того, чтобы свериться с расписанием. Впрочем, никого из прохожих и не смутил человек с ружьем, идущий прямиком в гимназию. Камера даже запечатлела момент, как он кого-то поприветствовал.
В эту секунду Галявиева видели как минимум двое. И никто из них не догадался сообщить о странном поведении Ильназа в полицию. А ведь от нажатия кнопки сигнализации вахтером, до приезда первого наряда прошло всего 7 минут. Сообщи в службу 112 о человеке с ружьем кто-то раньше, и жертв могло бы быть меньше.
Только после случившегося, однокурсники Галявиева стали вспоминать, что он приглашал одного из них в некую секту. А все кто его знает, рассказывают, каким он был тихим и незаметным - будто его и не было вовсе. Но никого из соседей не насторожило, что Ильназа никогда не видели с друзьями.
До сих пор в больницах Казани и Москвы 20 школьников. За жизнь пятерых из них столичным врачам пришлось бороться. Очевидно, что из этой трагедии еще лишь предстоит сделать выводы - металлодетекторы и охрана на входе в учебные заведения, ужесточение правил на покупку оружия - все это правильно. Только вот этого всего может оказаться недостаточно, пока есть те, кто равнодушно отвернутся, видя человека идущего с ружьем.