Опасный транспорт: к чему приводит безответственная езда на электросамокатах
Пираты на тротуарах, убийцы на двух колесах. Каких только эпитетов на этой неделе не слышали в свой адрес любители электросамокатов, гироскутеров и моноколес. Настоящий бум этих «средств индивидуальной мобильности» пришелся на прошлый год, поскольку многие в пандемию пытались как можно реже пользоваться общественным транспортом. Тут же выросло и количество аварий с их участием. По официальным данным, на 66%. В этом году, ситуация, к сожалению, лучше не стала, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Нахид Бабаев.
Пятилетнего Дениса прямо на пешеходной дорожке сбили молодые люди на электросамокате.
«Они его, получается, сбили, и после этого он упал, они проехались задним колесом по ноге», – рассказала мама Дениса Евгения Каменецкая.
Результат – на снимке: перелом голени со смещением, впереди месяцы лечения и реабилитации.
Все, что нужно для поездки на электросамокате – смартфон и банковская карта. Скачиваешь приложение, сканируешь QR – код, и ты на коне. Двухколесном. В действующих правилах дорожного движения понятий «самокат», «гироскутер», «сигвей» или «моноколесо» нет. И получается, что человек, хоть и может разогнаться до скорости автомобиля, все равно остается пешеходом.
Самый нашумевший случай этого сезона: танцор Мариинского театра Давид Залеев не справился с управлением. Результат – черепно-мозговая травма и кома. По информации некоторых СМИ, в тот вечер он был пьян. Давиду – 31 год, он – заслуженный артист Северной Осетии, лауреат международных премий, задействован более чем в 20 спектаклях. Например, исполнял партию Щелкунчика в постановке Михаила Шемякина.
Не справилась с управлением и жительница Петропавловска-Камчатского Юлия Гапоненко. Упала с самоката и получила двойной перелом ноги.
«То ли припустила руку, ну отпустила его, крутонуло. Даже не понимаю, как произошло, то ли на что-то наехала. В общем, меня оттуда выкинуло, я кувыркнулась, упала, даже не могла заплакать, просто лежала», – рассказала жительница Петропавловск-Камчатского Юлия Гапоненко.
Петербурженка Дарья неудачно затормозила: упала и сломала несколько костей в стопе. В соседней с ней палате – промышленный альпинист. За несколько лет работы на высоте у Александра ни одной травмы. На третий день катания на самокате – перелом ключицы.
«Я по велодорожке ехал, скорость где-то была 40-45, я уже хорошенько разогрался, ехал и все, уже лежу», – рассказал пострадавший Александр Кирошенко.
Травм так много, что врачи выделяют отдельное направление в медицине – «травматизм в результаты падения с самоката».
«Как правило, перелом ключицы или какие-то травмы плеча, которые нередко сочетаются с легкими черепно-мозговыми травмами. Если происходит более серьезное происшествие столкновение самоката с каким-то автомобилем, то тогда, конечно, травмы могут быть намного тяжелее», – отметил руководитель отдела травматологии, ортопедии и вертебрологии НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе Игорь Беленький.
Большинство из пострадавших пользовались арендованными самокатами, то есть кикшерингом. Власти Петербурга решили их притормозить: до 25 километров в час, а на Невском – и вовсе до 15.
«Пользователь, в свою очередь, когда принимает самокат в аренду, принимает на себя ответственность за все действия, которые он будет совершать на этом самокате, то есть мы не можем регулировать, пользуется ли человек тормозом или нет, мы можем обеспечить, что тормоз исправен», – рассказал представитель компании по сдаче самокатов в аренду Юлия Камойлик.
В Московских парках на днях также ввели лимит скорости на езду с ветерком – до 15 километров в час.
«Мы не говорим ни о каких запретах, у нас нет задачи что-то запретить, у нас есть задача, чтобы пешеходы и владельцы электротранспорта чувствовали себя на территории города комфортно и безопасно», – отметил председатель Московской городской думы Алексей Шапошников.
Но что делать с теми, кто не арендует, а ездит на личных самокатах? Вот ДПС Красноярска пытается остановить гонщика. Даже если догонит – нарушение скоростного режима предъявить не сможет.
Производители самокатов рекомендуют не разгоняться больше 25 километров в час, хотя предел у транспортного средства – около 80. Но и этого многим оказывается мало. И они прокачивают самокат. Артем уже два года занимается их тюнингом в Петербурге.
«Мощность любого электросамоката завязана на этих двух запчастях, на контроллерах, на мозге самоката. Если человек озадачивается тем, чтобы увеличить, нарастить скорость динамику, драйв получить больший, конечно же, идет под замену именно эта запчасть. Потому что именно она отвечает за эти параметры», – рассказал мастер по ремонту и обслуживанию электросамокатов Артем Витченко.
Проблема любителей быстрой езды остро стоит и в странах Содружества. Скорость движения «средств индивидуальной мобильности» ограничена в Таджикистане и Грузии. Причем, если по Душанбе – до 15 км/час, то по Тбилиси – все 45. В Молдове, Грузии и Кыргызстане ездить можно везде. В Таджикистане – только в парках, в Беларуси – по тротуарам и велодорожкам.
Только в Казахстане понятие «самокат» введено в правила дорожного движения. Его, по сути, приравняли к мопеду: за руль – с 16лет, двигаться – по велосипедной полосе, наказать могут как штрафом, так и арестом. Правда, пока это не помогает.
«Делают, что хотят. Меня поражает, когда мамочка с ребенком топит вниз 50-40 километров по тротуару, даже не подозревая, что такие инерция торможения просто не позволит остановиться в экстренном случае», – рассказал автоэксперт Роман Масленников.
Езду с ветерком уже регулируют во многих странах. В большинстве законодательно ограничили скорость до 20-25 километров в час. Жестче всего в Италии. Там нужна отдельная категория прав. В Германии, Испании и Франции запрещено гонять по тротуарам. В Мадриде оштрафуют на 500 евро за езду в наушниках.
В России санкции против любителей электросамокатов скорее исключение. Осенью прошлого года в Казани суд признал Дмитрия Хотухова виновным в езде в нетрезвом состоянии. Его самокат по мощности оказался равным мопеду.
А ведь кроме самокатов есть еще не менее опасные: гидроскутер, сигвей, моноколесо. Как их ввести в правовое поле?
Сейчас Министерство транспорта России совместно с МВД разрабатывает комплексные изменения и дополнения в правила дорожного движения. Там должно появиться понятие «средство индивидуальной мобильности», к которым отнесут весь электротранспорт.
Им будет запрещено ездить по проезжей части более 25 км/час. На тротуарах же смогут двигаться только со скоростью пешехода. Движение по магистралям запретят. Кататься можно будет только одному, никаких пассажиров. Детей обяжут носить шлем и светоотражающие элементы.
Сейчас сложно представить, но в начале прошлого века в подобной ситуации были автомобилисты. Единых правил движения тогда не существовало. Технический прогресс всегда опережает законы. А пока идет эта гонка, нужно понимать: за собственную безопасность и здоровье окружающих отвечает тот, кто этими новинками пользуется.