Эксперт оценил новую систему управления госпрограммами, утвержденную Мишустиным
С 2022 года в России начнёт действовать новая система управления госпрограммами (ГП), трансформируются подходы к их разработке и реализации, соответствующее постановление утвердил премьер-министр Михаил Мишустин. Так, для каждой госпрограммы, а также её отдельных элементов будет сформирован перечень общественно значимых показателей, увязанных с национальными целями развития. "Это поможет лучше понять, как реализация ГП влияет на жизнь граждан и насколько эффективно выполняются запланированные мероприятия", - говорится на сайте кабмина В госпрограммах также будет выделена проектная часть, предусматривающая выполнение конкретных задач за ограниченный период времени. В неё войдут, например, мероприятия, связанные с инвестициями в строительство школ, детских садов, больниц, – когда есть возможность определить точные сроки завершения работ и необходимый объём ресурсов. При этом в госпрограммах сохранятся и процессные – реализуемые на постоянной основе – мероприятия, например, о пособиях при рождении ребёнка. Кроме того, госпрограммы станут проще: они уменьшатся в объёме и обретут однородную структуру. В последние годы государственные программы, содержащие взаимоувязанные комплексы мероприятий, стали основным инструментом и стратегического, и бюджетного планирования, констатировал Владимир Климанов, директор Центра региональной политики РАНХиГС, член Общественного совета при Минфине России. "Программами охватываются практически все сферы деятельности органов власти и, соответственно, большая часть бюджетных ассигнований. По госпрограммам регулярно проводится оценка результативности и эффективности их реализации, в том числе и путем внешней экспертизы. За годы реализации программ накопились и отдельные проблемы их разработки, реализации и корректировки. Многие из них стали иметь чрезмерный объем – до одной тысячи страниц, у них сложилась неоднородная структура, снижалась их информативность. Все это снижало гибкость и оперативность при их утверждении и изменении. Стало отмечаться отсутствие стандартизированных требований к мероприятиям, а контрольные точки устанавливались ответственными исполнителями произвольно. Программы не обеспечивали должное межведомственное взаимодействие органов государственной власти. Все это и предопределило необходимость трансформации инструмента государственных программ, что и было разработано Минэкономразвития России. Важным в новом документе является закрепление обязательности отражения в программах конечных общественно-значимых эффектов их реализации, изменение пакета документов, входящих в утверждаемую часть, более четкое определение ответственных органов власти, в том числе расширение полномочий заместителей председателя правительства РФ в принятии управленческих решений в сфере разработки, финансового обеспечения и реализации госпрограмм. Все это должно способствовать повышению качества государственного управления в целом, а, следовательно, более активному движению к достижению национальных целей развития", - подчеркнул Климанов.