Учебники информатики и ОБЖ расскажут детям, как защититься от кибербуллинга
Не менее 80 процентов школьников сталкиваются с разными опасностями в интернете, начиная с кибербуллинга и заканчивая мошенничеством, рассказал на заседании Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи его председатель Александр Хинштейн.
Противостоять этим вызовам пока мало кто из них может, особенно учащиеся младших классов. Решить эту проблему, по мнению депутатов, способно введение в школьную программу курса по цифровой грамотности. Что будет собой представлять этот предмет и как его можно сделать интересным, парламентарии обсуждали с экспертами и чиновниками 27 мая.
Отобрать гаджет — не выход
Как отметил Александр Хинштейн, к аудитории интернета относится 79 процентов населения России старше 12 лет, и в среднем каждый человек проводит в нём по 7 часов в день. Многие дети используют гаджеты для развлечений — например, чтобы поиграть в приложения или посидеть в соцсетях. Ещё он оказывается для них полезным для поиска информации, в том числе по учёбе.
«Вместе с тем, по данным соцопросов, не менее 80 процентов детей сталкиваются с опасностями в интернете, среди которых компьютерные вирусы, сомнительные сообщения от незнакомцев, кибербуллинг, — рассказал он. — При этом 14 процентов родителей вообще не знают, чем занимается их ребёнок в сети».
По словам депутата, самым простым выходом из ситуации было бы забрать у ребят смартфоны, но он ни к чему хорошему не приведёт.
«Это вовсе не решение проблемы, — отметил он. — Вне интернета ребёнок изолирован от сверстников, лишён возможности социализироваться в привычной среде. Также интернет открывает доступ к интересному контенту и онлайн-образованию».
Однако рост IT-преступлений — фишинговых атак, вымогательств, фейковых новостей — вынуждает искать способы защиты детей от этого, согласился гендиректор компании «Диалог», выполняющей функцию оператора цифрового диалога между властью и обществом, Алексей Гореславский.
«Школьники к этим вызовам не готовы, в том числе мы фиксируем это по жалобам граждан, — констатировал он. — Но помимо таких серьёзных преступлений дети не знают, что делать и с элементарными вещами — например, как правильно придумать пароль, чтобы его не украли, как играть в игру, чтобы случайно куда-то не нажать и у родителей не снялись деньги с карты».
Обязательно или внеурочно?
По мнению Хинштейна, помочь тут мог бы специальный курс по цифровой грамотности в школах. А внедрить его, отметил он, можно было бы в учебники по информатике, ОБЖ или в уроки по труду.
«Мы рассматривали разные варианты с Минпросвещения, но пока, конечно, мы не можем однозначно говорить, в рамках какой дисциплины мы будем учить цифровой гигиене», — сообщил Хинштейн.
Подтвердил это и министр просвещения Сергей Кравцов, отметив, что в первую очередь можно было бы посмотреть, как в этой части доработать учебник информатики. А вот глава Минцифры Максут Шадаев предложил делать упор всё-таки на ОБЖ.
«Мне кажется, что если мы говорим про цифровую безопасность, то до 50 процентов времени ОБЖ следовало бы уделить как раз этому, — сказал он. — Причём речь идёт не об увеличении нагрузки на школьников, а именно о корректировке учебной программы».
Кстати уже с 1 сентября этого года в школы поступят обновлённые учебники ОБЖ, в которых появится раздел про информационную безопасность и правильное поведение в интернете, рассказал президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников.
Также со стороны экспертов прозвучала идея создать отдельную дисциплину по цифровой грамотности, но против этого выступил академик РАО, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. «На восьмом уроке, каким бы замечательным он ни был, детям будет трудно что-то слушать и воспринимать», — заметил он.
«Было бы разумно, думаю, сначала разработать образовательные стандарты и применить их в пилотных регионах, чтобы увидеть плюсы, минусы, и в случае успеха трансформировать эту практику на страну, — отметил Александр Хинштейн. — Пока же у нас дискуссионным остаётся вопрос, делать ли этот предмет обязательным, а также с какого периода его вводить. Ведь информатика начинается в школах примерно с 5 класса, но многие дети ещё до школы сталкиваются с интернетом и гаджетами, которые родители им дают буквально вместо соски».
Сначала учителя
При этом Сергей Кравцов подчеркнул, что внедрять уроки по цифровой гигиене бессмысленно, пока сами школьные учителя не разберутся в материале. «Конечно, помимо курса нужно разрабатывать методические пособия и вести работу на уровне подготовки учителей, проводить повышение квалификации», — наметил планы министр.
Поддержал это намерение член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин, пояснив, что педагоги чаще всего не обладают достаточными знаниями и желанием объяснять детям правила безопасности в сети.
«К тому же ко всем школьникам надо найти подход, потому что в одном классе учатся те, кто просто постит котиков, а в другом те, кто играет на криптовалютных биржах, — привёл пример депутат. — Одному надо объяснить, как придумать надёжный пароль, а другому — как не вляпаться в финансовую аферу».
Не ТикТок, а программирование
Ещё дальше предложил пойти руководитель школы программирования «Алгоритм» Андрей Лобанов. По его словам, предмет по цифровой безопасности мог бы быть гораздо интереснее ребятам, если бы туда включили ещё обучение цифровым профессиям.
«Если мы покажем, что интернет может быть для школьников инструментом реализации их фантазий и идей в виде цифровых продуктов, это направит их в верное русло, — сказал эксперт. — Если они научатся делать в компьютере мультфильмы, игры, компьютерные приложения, то интернет для них станет не только местом, где они могут просто смотреть видео в ТикТоке, а пространством, где можно проводить время с пользой».
Такая программа заодно помогла бы детям в профориентации, заметил Михаил Кожевников. Кроме того, освоение цифровых технологий способствует развитию предпринимательского мышления, обучению креативным индустриям, что очень востребовано на рынке, добавил он.