Докатились. Чем обернутся гонения на электросамокаты в российских городах

Людей на электросамокатах в российских городах стало так много, что они уже создают неудобства пешеходам и провоцируют несчастные случаи. Чиновники и депутаты обсуждают, как решить проблему. Пока рождаются только ограничительные инициативы — и многие из них могут оказаться губительными для стремительно растущего рынка проката самокатов. Что случилось Весной 2021 года произошёл целый ряд громких инцидентов с участием водителей электросамокатов. Многие из них завершились травмами и даже гибелью. Так, 29 мая в Химках 46-летний мужчина на самокате врезался во внедорожник и погиб на месте . В середине мая в Санкт-Петербурге солист балета Мариинского театра Давид Залеев после падения с самоката оказался в коме. В Северной столице произошёл и другой резонансный случай: двое молодых людей на самокате сбили 40-летнего мужчину на Невском проспекте, а после этого ещё и избили пострадавшего. Следственный комитет (СК) возбудил уголовное дело. Его фигурантами стали руководители компании, которая сдала парням транспортное средство в аренду. Следствие считает, что фирма «не приняла мер по обеспечению безопасности движения пешеходов» и не включила их в правила использования электросамокатов. Проверку по фактам «бесконтрольного массового предоставления в аренду для передвижения электросамокатов гражданам», в том числе несовершеннолетним, проводит и управление СКР по Новосибирской области. В частности, следователи изучают информацию о травмировании ребёнка в одном из городских парков. «Ситуация с прокатом самокатов и с ездой на велосипедах по тротуарам идёт по восходящей и не поддаётся никакому описанию. Эту вакханалию надо прекращать», — заявил вице-спикер новосибирского заксобрания Андрей Панфёров. Местные единороссы направили премьер-министру РФ Михаилу Мишустину письмо с просьбой разрешить ситуацию на федеральном уровне и наконец определить статус электросамокатов на дороге. Проблема в том, что про электросамокаты не говорится ни в ПДД, ни в законах. В ПДД есть упоминание лишь об обычных самокатах: люди на них, а также на роликах и инвалидных колясках приравниваются к обычным пешеходам. В то же время из документа следует, что двухколёсные транспортные средства с электродвигателями «номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт» приравниваются к мопедам. Это значит, что для управления ими нужны права, а двигаться на них нужно по проезжей части, а не по тротуарам. Неоднозначность оставляет сотрудникам ГИБДД пространство для творчества: осенью 2020 года в Казани за езду в нетрезвом виде на электросамокате у местного жителя забрали автомобильные права — его транспортное средство признали мопедом. У судов не было однозначного мнения на этот счёт: в первой инстанции победили гаишники, во апелляционной — водитель. Что собираются делать власти Ещё в сентябре 2020 года Минтранс предложил внести поправки в ПДД, которые вводят понятие средств индивидуальной мобильности (СИМ). Ранее в МВД предлагали отнести к этой группе электрические и обычные самокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколёса, скейтборды и ролики. В Минтрансе предложили: запретить владельцам СИМ разгоняться быстрее 20 км/ч; запретить ездить на СИМ в пьяном виде; детям до 7 лет разрешить ездить на СИМ по тротуарам и пешеходным дорожкам, но в сопровождении взрослых; детям с 7 до 14 лет — там же, но уже без сопровождения взрослых; детям с 14 лет — по тротуарам и велодорожкам, а если их нет, то по правому краю проезжей части или по обочине. В этом случае у СИМ должны быть тормоза и источники света. До сих пор эти поправки не приняты. Однако уже звучат новые идеи, как приструнить электросамокатчиков. Глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников предложил обязать их надевать каски. Руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов пошёл дальше и направил письмо на имя главы Минтранса Виталия Савельева с идеей обязать граждан использовать защитную амуницию во время езды на электросамокатах. К вопросу подключился даже Совет по правам человека. Пока на федеральном уровне никаких изменений не принято, инициативу в свои руки берут местные власти. Например, в Татарстане после вала жалоб на электросамокаты собираются ограничить скорость, места для катания и хранения. В других городах уже начали договариваться с сервисами аренды электросамокатов (кикшеринга), чтобы те принудительно ограничивали скорость движения своих клиентов в популярных пешеходных зонах и запретили парковку на узких тротуарах. Так, например, поступили в Екатеринбурге и в Москве . В Петербурге пошли дальше и запретили парковать самокаты ближе 15 метров от станций метро и даже создали единый центр взаимодействия властей и кикшеринговых компаний. Кроме того, петербургские власти обсуждают с сервисами идею создания «единой базы нарушителей». Пользователи должны будут проходить идентификацию по паспорту, все нарушения будут заноситься в базу, чтобы в случае блокировки пользователь не мог арендовать самокат ни у одной компании. Как это скажется на городском прокате Прокат электросамокатов устойчиво вошёл в повседневную жизнь жителей крупных городов России, став основным трендом в сегменте аренды немоторизованных транспортных средств (НТС), отмечает доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Сергей Тиньков. По его подсчётам, если в 2019 году на рынке прокатных электросамокатов было 6–7 основных участников, то сейчас — 16–18. Вскоре к их числу прибавится «Яндекс». При этом темпы роста рынка электросамокатов в России значительно превышают аналогичный рост прокатных велобайков. По данным московского дептранса, всего за месяц с начала летнего сезона жители и гости столицы на арендованных электросамокатах совершили 500 000 поездок. «Мы видим, что самокаты становятся одним из главных видов транспорта вне зимнего периода — на каждый в день приходится в среднем шесть поездок. А значит, мы будем и дальше развивать услугу — уже в этом году парк вырастет минимум до 20 тыс. самокатов», — подчеркнули в ведомстве. «Но, если скорость передвижения для электросамокатов ограничат до 15 км/ч по всему городу, это сделает его неэффективным транспортом», — сказала «Секрету» пресс-секретарь сервиса Whoosh Юлия Камойлик, одного из ключевых игроков на этом рынке. По её мнению, такое ограничение отсекает пользователей, которые предпочитают самокат автомобилю. В итоге они приобретут собственный самокат, и контролировать скорость системно не получится, подчеркнула представитель компании. По её словам, скорость всех самокатов компании ограничена 25 км/ч, при этом в некоторых зонах (тех, что определяют местные чиновники. — Прим. «Секрета») на них не получится разогнаться быстрее 15 км/ч. Другие обсуждаемые меры по регулированию СИМ отразятся на расходах сервисов кикшеринга и, как следствие, на конечной стоимости аренды для пользователей, сказал VC издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев. Особенно это касается шлемов — в цену придётся заложить не только их стоимость, но и риск кражи. К тому же далеко не все хотят надевать на себя чужой шлем, отметили в сервисе Urent. Также в компании заметили, что ограничение по возрасту и идентификация по паспорту отпугнёт новичков и замедлит привлечение пользователей. В том, что чёткие правила для электросамокатов нужны, мало кто сомневается. Регулирование этой сферы сильно запаздывает. Если продолжится волна инцидентов с самокатами продолжится, то новые правила будут разрабатывать в спешке — и непродуманные ограничения могут сильно затормозить развитие мобильности в российских городах. Коллаж: «Секрет Фирмы»,

Докатились. Чем обернутся гонения на электросамокаты в российских городах
© Секрет Фирмы
Секрет Фирмы: главные новости