"Мы не умрем сегодня вечером", – обещала Антигона и умерла
Для начала необходимо напомнить, что "Антигона" Жана Ануя – "модернизированная" версия одноименной трагедии Софокла, которой уже более двух с половиной тысяч лет. Античный сюжет отличается жестокой идейностью. Эдип, царь Фив, погиб. У него было два сына – Этеокл и Полиник – и дочери Антигона и Исмена. Братья договорились править городом по очереди в течение года. Но в конце первого года правления старший брат Этеокл отказался уступить трон младшему. Полиник привел под стены Фив вражеские полчища. Отражая их атаки, оба брата погибли. Городом стал править брат Эдипа Креонт. Этеокла похоронили с почестями. Тело же Полиника новый властитель повелел не хоронить, а бросить на свалке на растерзание шакалам. Весь город согласен с этой карой для предателя… кроме Антигоны. Девушка ночами тайно пытается похоронить покойного брата. Она знает, что за такой проступок грозит смертная казнь, но упорно каждой ночью предпринимает все новые попытки. В результате царь приказывает замуровать ее заживо в пещере, из которой нет выхода. Драматург Жан Ануй (1910 - 1992), один из ведущих драматургов не только Франции, но и всего мира, написал свою пьесу "Антигона" в 1942 году в Париже, оккупированном немцами. Автор практически не тронул античную первооснову, даже оставил, по канонам греческой трагедии, хор в качестве основного рассказчика, повествующего о том, что происходит между сценами. Но в условиях оккупации драма об упорстве Антигоны была расценена как призыв не подчиняться насилию власти, и пьесу общество приняло с горячим одобрением. "Антигона" Ануя – одна из самых "ставимых" его пьес. Режиссеры инсценируют ее по-разному: в качестве социального высказывания, в качестве обращения к классике, в качестве раскрытия драмы человеческого выбора. Свою лепту внесли и Владимир Дель с Еленой Талалаевой. Ануй добавил в пьесу антуражные детали, приближающие ее к новому времени действия: сигареты, водку, чеснок… Владимир Дель пошел по этому же пути, еще более "осовременив" сценический видеоряд. Владимир Дель. - Мы интерпретировали отчасти даже смысл этой пьесы. Все наши спектакли – авторские, мы с удовольствием останемся после спектакля и обменяемся мнениями, - сказал режиссер перед началом показа, добавив, что зрительские отзывы очень важны для команды. Одна из ярких черт постановок Деля – визуализация действий и деталей. В пьесе наряду с актрисой "играли" плащ-палатка, разноцветные тряпки, серое пальто а-ля шинель и кирзовые сапоги, пузырек с каплями, микрофон, детская игрушка – рыба и помойной, извините, ведро. "Хор" выступал в узнаваемых с первого же взгляда амплуа: новостного эфира, рекламного ролика, аукциона и даже экскурсовода, ведущего группу туристов на место древней, но не забытой трагедии. Но черты наши дней не искажали впечатления. Главный посыл пьесы в том и состоит, что это вечная драма, которая может разыграться в любой момент. Елена Талалаева - Хор. Как мудро ответила Елена Талалаева на вопрос журналистов после показа, чем актуальна "Антигона" сегодня: - Антигона современна, потому что перед человеком всегда встает выбор. Выбор, который продиктован совестью или бессовестностью. Это актуально всегда. Это не зависит от эпохи. Художественные руководители театра также рассказали, почему они выбрали для постановки именно "Антигону". Владимир Дель признался: - Мы сначала думали сделать спектакль для удовольствия, но потом мне показалось, что надо найти такое произведение, которое бы объединяло современность с античностью и раскрывало дарование Елены в полной мере. Мне хотелось найти неординарное, великое произведение. Но великие произведения – это и есть античные драмы: "Илиада" Гомера или "Антигона" Софокла. Мы репетировали этот спектакль четыре времени года, с прошлой осени. Елена каждую неделю по два раза приезжала репетировать этот спектакль в любую погоду. Это поступок человека, поставившего перед собой высокую цель и добившегося ее выполнения. То, что есть в нашем репертуаре такие моноспектакли, как "Антигона" и "Старосветские помещики", поднимает наш театр на высокий профессиональный уровень. Елена Талалаева - плебс. Владимир Дель также высказал заслуженный комплимент актрисе Елене Талалаевой, назвав ее "штучным" артистом, каких нет в других театрах. Ирина Дель напомнила, что 25 лет назад 16-летняя Елена Талалаева сыграла свою первую роль в постановке "Предела" "Снегурочка", а затем за эту работу приз за лучшую женскую роль на одном из всероссийских театральных фестивалей. - Сейчас нам надо было найти такое произведение, которое перекликалось бы со "Снегурочкой", - рассказала Ирина Владимировна. – "Снегурочка" – это величайшее произведение Островского, она перекликается с "Антигоной" тем, что там тоже речь идет о самопожертвовании. Поэтому и возникла "Антигона". Елена по образованию – филолог-лингвист, знает несколько языков, живет в Рязани, работает педагогом, у нее прекрасная семья. Но быть артистом – не обязательно значит иметь диплом ГИТИСа. Тому и выбор Театрального центра "На Страстном" доказательство... Елена Талалаева - стража. Еще до премьеры спектакля "Мы не умрем сегодня вечером" видео с его репетиций было подано в качестве заявки от театра "Предел" на 13-й Московский международный фестиваль моноспектаклей SOLO, который пройдет на сцене Театрального центра СТД РФ "На Страстном" в октябре 2021 года. Подавали также и заявку на моноспектакль Михаила Сиворина "Старосветские помещики" . Ко дню премьеры стало известно, что на престижный фестиваль моноспектаклей приглашена постановка "Мы не умрем сегодня вечером", о чем объявила во время "вступительной части" Ирина Дель. Театр уже получил официальное письмо. Так скопинская постановка "Антигоны", едва родившись, получает выход на мировой уровень. Отчасти еще и поэтому режиссер просил высказывать замечания по итогам премьеры. До октября "Мы не умрем сегодня вечером" будут показывать на родной сцене, одновременно совершенствуя ее, готовя к ответственному показу в Театральном центре "На Страстном". Хотя спектакль и в нынешнем виде прошел "на ура". Зрители вытирали слезы, многие говорили, что пережили мощную эмоциональную встряску. Но Владимир Дель знает: нет предела совершенству. Антигона с нерожденным ребенком. В постановке были отражены все сцены, прописанные Жаном Ануем: разговоры Антигоны с кормилицей и с сестрой Исменой после очередной ночи, когда девушка ходила закапывать тело брата; ее прощание с женихом Гемоном (и с их нерожденным ребенком); "объяснение" с царем Креонтом, который требует от нее образумиться и предупреждает – даже царская кровь и родство с ним не спасет ее от возмездия за неповиновение власти; отказ Антигоны повиноваться; мольба Гемона перед царем-отцом об отмене казни; несколько эпизодов со стражниками, ловящими Антигону на месте "преступления" и ведущими на казнь; самоубийство Гемона после заточения Антигоны и его матери Эвридики после смерти сына; и мнение плебса о том, что царю перечить нельзя, а то вон что получается. Перед каждой сценой Елена Талалаева проговаривала, что в ней произойдет – для тех зрителей, кто не читал "Антигону" или успел ее забыть. В сцене объяснения Антигоны с царем несколько фраз актриса произносит на французском языке (из оригинальной пьесы Ануя). На традиционном обсуждении спектакля Владимир Дель пояснил: так он показал, что Антигона говорит со своим окружением словно бы на чужом языке, и никто не способен ее понять. Постановщик уточнил у зрителей, достаточно ли прозрачна эта метафора. Елена Талалаева - царь. - Она могла всю пьесу говорить по-французски, мы бы все равно поняли! Я не поняла текст, но Елена содержание передала эмоциями. Именно тут я начала плакать, - пылко ответила одна зрительница. Наконец, сама погода "подыграла" скопинской "Антигоне". В финале пьесы Исмена открывает окно и выбрасывает одежду Антигоны – избавляется от памяти о ней, от боли. Когда Елена распахнула окно, в зал ворвался раскат грома. Это было более чем символично! Елена Талалаева - Исмена. – "Антигона" идет не по закону, который режиссеры прописали, а по закону богов, - прокомментировал Владимир Дель. - Боги должны были присутствовать в нашем спектакле. Они это сделали в виде грома. Но у нас есть и другой вариант финала – для показов в тех залах, где не окажется окна… Мне кажется, Владимир Дель и Елена Талалаева создали очень выразительный и внятный спектакль о том, что у одного человека всегда больше совести, чем у общества. И что один человек неизменно больше способен на любовь, чем "толпа". Антигона поступает не по человеческому, а по божескому закону – хочет похоронить тело брата вопреки сопротивлению родных, близких и лично царя. Это преступление – или подвиг? Это просто любовь. Которая, как говорил другой великий драматург, движет солнце и светила…