Проблемы обучения детей с ОВЗ необходимо решать в комплексе

Об этом говорили участники форума уполномоченных по правам человека, по правам ребенка и защите прав предпринимателей Северо-Запада.

Проблемы обучения детей с ОВЗ необходимо решать в комплексе
© Региональное Агентство Новостей

В настоящее время во всех регионах действует нормативно-правовая база, закрепляющая основы организации обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, созданы специальные центры не только для образования, но и для реабилитации и социализации.

Однако каждый регион отмечает ряд проблем. Сложности возникают на этапе создания обучающих мест в образовательных школах. К сожалению, многие родители сталкиваются с проблемой, когда их детей с особенностями не принимают в обычные школы, объясняя это отсутствием условий.

"В Советском Союзе в 80-е и 90-е были коррекционные группы в школах, детских садах, мест всем хватало. После мы вынуждены были отказаться от этой системы. Однако сейчас у нас есть все возможности и непонятно, почему руководители детских садов, школ не создают условий для детей с ОВЗ", - отметила Уполномоченный при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка Елена Молчанова.

В Санкт-Петербурге возникала проблема установки специального медицинского оборудования для особенных детей. Сейчас родителям приходится вести детей на положенные процедуры в поликлиники уже вечером.

Сложности с медицинским сопровождением для детей с ОВЗ есть в школах.

Эту проблему позволит решить инициатива вологодских депутатов, поддержанная на Парламентской Ассоциации Северо-Запада.

"Мы предложили закрепить ежедневное присутствие медработника в школе в течение всего учебного года, а также обеспечить медицинские кабинеты всеми необходимыми лекарствами. При этом норматив должен быть не выше, чем 500 школьников на одного врача, - рассказала председатель комитета по образованию, культуре и здравоохранению Законодательного Собрания области, член фракции "Единая Россия"Людмила Ячеистова. - Также предложено ввести в штат медицинских сестер для организации правильного питания детей с определенными заболеваниями. Необходимо увеличить количество врачей по гигиене детей и подростков. Для этого нужно дать возможность проходить обучение в ординатуре по специальности «Гигиена детей и подростков» или профессиональную переподготовку по этой специальности не только лицам, имеющим высшее медицинское образование по специальности «Медико-профилактическое дело», но и педиатрам".

Участники заседания отметили, что сейчас порядка 30% детей имеют ограничения по здоровью. Поэтому предложения вологодских депутатов своевременны.

Во многих субъектах возникли серьезные трудности с созданием инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья – удобных тротуаров, пандусов, доступного пространства в образовательных учреждениях.

Как отметила председатель комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека Лариса Кожевина, причина в том, что многие нормативные документы приняты без привязки к существующей ситуации в муниципалитетах.

"К сожалению, инфраструктура в городах, селах складывалась десятилетиями, поэтому изменить ее в одночасье очень сложно. Однако работа ведется. Постепенно идет обновление существующих зданий образовательных учреждений, в недавно построенных сразу предусматривается создание доступной среды", - отметила Лариса Кожевина.

Уполномоченный по правам ребенка в Вологодской области Ольга Смирнова подчеркнула, что этот вопрос лежит и в другой плоскости – непринятие особенных детей в обществе.

"К сожалению, многие до сих пор позволяют себе тыкать пальцем, обсуждать. Причем как взрослые, так и дети. Необходимо учить принимать, понимать и помогать детям с ОВЗ", - пояснила Ольга Смирнова.

При этом сложности есть и с родителями – не все готовы принять болезнь ребенка и работать с этой проблемой.

Был поднят вопрос кадрового дефицита – во всех регионах отмечается нехватка педагогов, которые готовы работать с детьми с ОВЗ, не хватает и тьюторов, которые могут дать ребятам дополнительные знания для успешной адаптации и социализации.

Кроме того, отдельно обсуждался вопрос финансирования общего образования детей с ОВЗ.

"Мы предлагаем ввести дифференцированный подход по нозологии. К сожалению, сейчас принят общий норматив, поэтому зачастую возникают ситуации, в которых по ряду направлений идет недостаточное, а по другим – избыточное финансирование", - рассказал депутат Вологодской городской Думы, региональный координатор проекта "Единая страна – доступная среда" партии "Единая Россия" Максим Выдров.

Еще одна инициатива – изменение программ обучения в средних специальных образовательных учреждениях.

"Сейчас дети с ОВЗ поступают на ту или иную специальность, однако в ходе обучения выясняется, что устроиться на работу человек не сможет по состоянию здоровья. В итоге средства будут потрачены впустую, ребята остаются недовольны. Необходимо определить специальности, по которым дети с ОВЗ могут получить профессию и без проблем получить работу, - пояснил Максим Выдров. – Также предлагаем ввести доплаты для преподавателей ссузов, которые работаю с детьми с ОВЗ. Сейчас такие выплаты предусмотрены для воспитателей, учителей. Но в скором времени школьники станут студентами".