Нужно ли запретить иностранцам усыновлять российских сирот?

Госдума рассмотрит поправки в закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ», известный как «Закон Димы Яковлева».

Нужно ли запретить иностранцам усыновлять российских сирот?
© Свободная пресса

Согласно законопроекту возможности применения Москвой санкций против тех, кто нарушает права россиян, будут расширены. Будут наказывать всех иностранцев, а не только граждан США, как сейчас. Сделать закон универсальным ранее просил МИД.

Наиболее известной санкционной мерой наказания американцев, был запрет на усыновление ими российских детей. Из-за этого в среде оппонентов президента РФ его называли «законом царя Ирода». Путина упрекали, что ради мести США он лишил сирот возможности обрести семьи.

Поправок именно в этот пункт пока не внесено. «Проект федерального закона также не затрагивает вопросов передачи несовершеннолетних граждан Российской Федерации на усыновление (удочерение) иностранным гражданам», - говорится в пояснительной записке.

Однако запрет на усыновление всеми иностранцами, а не только американцами, может появиться на более поздних стадиях. Возможно, это даже необходимо России. Не из мести Западу, а потому что человеческий капитал в XXI веке становится высшей ценностью. Зачем отдавать наших детей чужим?

Эксперты «СП» объяснили свое отношение к такому запрету, а также рассказали, как с 2012 года «закон Димы Яковлева» отразился на жизни сирот.

- «Закон Димы Яковлева» был принят из-за случаев жестокого обращения с усыновленными российскими детьми, в частности в американских семьях, - напомнила исполнительный директор Национального родительского комитета Юлия Матюнина. - С его помощью попытались обезопасить наших детей. Это правильная позиция государства.

С другой стороны, жесткое обращение с детьми от национальности родителей не зависит. Поэтому усыновление детей иностранцами не обязательно ведет к трагедиям. Да, контролировать качество жизни усыновленных детей за рубежом намного сложнее. Вот об этом и надо думать в первую очередь. А не о том, чтобы совсем все запрещать.

По мнению члена экспертного совета комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, профессора МГППУ, д. п. н. Галины Семьи, иностранное усыновление со временем само сойдет на нет:

- С 1995 года у нас иностранное усыновление превышало российское. В 2012 году, когда был принят «закон Димы Яковлева», семьи из США усыновляли в разы больше детей, чем выходцы из других стран. При этом было много смертельных случаев. Было недовольство российской стороны тем, что не присылают отчеты о детях. Их должен был видеть консул... Много тогда накопилось претензий.

Когда был принят «закон Димы Яковлева», сразу же вышел декабрьский указ президента, который усилил мотивацию к усыновлению и передаче в опеку детей россиянами. Ведь если где-то закрыли канал для усыновления и опеки, надо где-то его открыть.

Надо различать усыновление и опеку. Многие предпочитают опеку, особенно возмездную (приемная семья), потому что у ребенка сохраняются все льготы, включая ключевое право на жилье, льготы на образование. Помимо пособия на ребенка приемным родителям также платят пособие. Хотя некоторые регионы платят и усыновителям тоже.

«СП»: - Какие конкретные меры изменили мотивацию потенциальных родителей и опекунов?

- В улучшенную систему мотивации входило единовременное пособие в 100 тысяч рублей, которое к тому же индексируется. Выросли пособия приемным родителям за ребенка-инвалида. А главное, упростилась процедура оформления усыновления или опекунства. Справки стало собирать легче — помогали органы опеки, а сроки их действия увеличились.

Рабочая группа в Госдуме, созданная для реализации указа президента и состоящая из депутатов, экспертов и НКО-шников, за два года приняла свыше 40 поправок в законы. Невероятно высокие темпы! Реагировали на нужды людей очень чутко и быстро. Очень активно и креативно участвовали регионы. Каждый создавал свои системы стимулирования для сокращения числа детей в банке данных.

Например, на Сахалине единовременное пособие достигло 1 млн рублей. Магаданская область оплачивала родителям перелет, стали делать видео-анкеты детей, а также потенциальных родителей. Стали развиваться службы сопровождения, ввели обязательное обучение в школе приемных родителей. То есть заработала инфраструктура усыновления и опеки.

«СП»: - И к каким результатам это привело?

- Очень резко упало международное усыновление. У нас сейчас не более тысячи случаев в год. Хотя Россия не присоединилась к международной конвенции об усыновлении, мы заключаем двусторонние договора со странами, куда уходят наши дети. В лидерах Испания и Италия — по 200-300 случаев, в остальные страны идут единицы. Поэтому нет смысла что-то запрещать. Оно само сойдет до минимума.

«СП»: - Здоровых детей, наверное, многие россияне готовы усыновить, а вот больных... Может, иностранное усыновление полезно именно для таких случаев?

- Иностранцы тоже хотят брать более-менее здоровых детей. При этом в банке данных Москвы здоровых детей практически не осталось. Поэтому у нас очередь стоит на усыновление. Сейчас многие регионы продумывают систему поощрения родителей, которые взяли ребенка с инвалидностью. Это может быть пособие или даже жилье, как в Москве.

Если говорить о желательных новациях в сфере усыновления, то это, на мой взгляд, во-первых, ограничение числа детей, передаваемых в одну семью. Не более трех. За исключением братьев и сестер, конечно. Все-таки ресурсов семьи не хватает, чтобы дать всем детям необходимую им любовь. И во-вторых, профессиональная приемная семья, которая будет действовать по трудовому договору.

О масштабах российского усыновления после принятия «закона Димы Яковлева» нам рассказал руководитель Школы приемных родителей Михаил Пименов:

- В 2012 году в российских детских домах было около 250 тысяч детей. А в СМИ, которые любят жареные факты, говорили о 700 тысячах сирот. Именно столько детей в банке данных. Разница — дети, которые воспитывались в семьях: усыновленные и под опекой. Они в банке данных все равно числятся, их не убирают.

Потом был принят закон об обязательной подготовке граждан в Школе приемных родителей. Одновременно стали активнее заниматься этой темой НКО, отдельные граждане. Стал действовать «закон Димы Яковлева». Активнее заработали органы опеки. Началась мощная «движуха» в деле усыновления.

В результате, года три назад количество детей в детских домах снизилась с 250 до 40 тысяч. При том, что ежегодно без попечения родителей остается до 60 тысяч детей. То есть эффект от принятых мер был очень высокий. Но потом опека стала понимать, что такими темпами детские дома закроются совсем и стала препятствовать. С тех пор число сирот в детдомах не менялось.

«СП»: - А почему так?

- Это ведь их рабочие места, бюджеты. Если детский дом градообразующее предприятие, а до райцентра далеко, другой работы нет, то его работники будут стоять на смерть. Как ни странно, и в Москве ситуация похожая. Но государству это не выгодно - жизнь ребенка в семье обходится ему на порядок дешевле. И тем не менее сдвинуть этот процесс вот уже три года как не получается.

«СП»: - Так может иностранцы заберут этих детей?

- Иностранное усыновление у нас не такое большое — процентов 15. Если бы не вставляли палки в колеса российскому усыновлению, уже давно бы всех детей разобрали.