Успокойник и соска-выручалка: как дети отражают проблемы современного мира через искусство

В Музее Москвы до 27 июня работает выставка «Мир замечательных вещей», на которой представлены работы художников от семи до шестнадцати лет из студии «ДЭЗ №5». «Летидор» пообщался с куратором выставки Полиной Жураковской и узнал, о чем мечтали и что мастерили юные художники в 2020 году: как пандемия, катаклизмы, войны отражаются на светлом творчестве детей. Дети очень чутко реагируют на все изменения, которые происходят в мире, и это очень явно запечатлено в их работах. О студии «ДЭЗ №5» и юных художниках «ДЭЗ №5» — одна из старейших творческих мастерских в Москве. Ее создал архитектор и художник Михаил Лабазов. «Когда ты делаешь то, что для тебя важно и ценно, тебе непременно хочется втянуть туда своих детей. Так произошло и в этом случае, — рассказывает Полина Жураковская. — Михаил создал студию в 1986 году. Его сын, архитектор Михаил Лабазов-младший, в детстве посещал студию. Теперь там занимаются внуки, дети выпускников». Студия задумывалась как абсолютно независимая мастерская как в финансовом, так и в политическом плане. Как и 30 лет назад, сейчас ее посещают самые разные ребята. Нередко выпускники мастерской становятся известными дизайнерами, архитекторами и художниками. Посетители мастерской обладают практически абсолютной свободой творчества. Все начинается с идеи. Участники студии вместе с художниками-преподавателями обсуждают самые разные темы, отвечают на вопросы — что их волнует, какие вещи им нужны. Дети придумывают, о чем бы они хотели сказать. Затем ребят воплощают задумку в эскизе и макете, а потом в полноценном произведении, обладающим уникальной художественной ценностью. В ход идут скотч, папье-маше, проволока, целлофан и другие самые разные материалы. В некоторых работах использованы сложные металлические сварные конструкции. О чем говорят дети Посетителей Музея Москвы ждет 48 удивительных детских работ. «По своему посылу и исполнению эти работы дадут фору произведениям многих взрослых художников, — делится Полина. — Что интересно, со многими из объектов можно взаимодействовать: трогать, гнуть. Иногда на них можно посидеть или полежать». Вещи, представленные на выставке, приглашают к разговору, заставляют задуматься о самом важном — любви, контакте с собой и окружающими, экологии, безопасности. Работы участников экспозиции распределены по семи темам: «Значение вещей», «Взаимопонимание», «Защита», «Терапия», «Расширение возможностей», «Очищение» и «Идеология». Самый большой раздел на выставке посвящен терапии, на втором месте — «Защита». «Это показательно. Ребята придумывали и мастерили свои работы в 2020-ом пандемийном году, когда многим из нас были просто необходимы и терапия, и поддержка, и защита. Все это можно найти в предметах, сделанных для выставки», — рассказывает Полина. В разделе «Терапия» представлены гаситель конфликтов (работа похожа на огромного лешего, на колени к которому можно присесть), люлька-спасалка и соска-выручалка. Последняя задумана как бутылочка, из «которой мама и папа могут попить молочко и успокоиться». Василиса Савина придумала успокойников — большие штуковины, которые можно гнуть в разные стороны и таким образом приводить себя в чувство равновесия. Там же представлена инсталляция Тони Кориной «Заблудившиеся облака» — это огромная эфемерная конструкция в виде облака. Посетители могут зайти внутрь инсталляции и спрятаться в своих надеждах, воспоминаниях, мечтах. Это работа о защите хрупкого внутреннего мира от бестактных посягательств со стороны окружающих. «Детей мощно затронула тема конфликтов, сложностей в отношениях людей друг с другом. Их работы — во многом рефлексия на тему общего напряжения, неумения договариваться, слушать и понимать других», — объясняет куратор выставки. В разделе «Защита» дети показывают, как бы они обезопасили себя от непогоды и плохой экологии, в разделе «Очищение» — они пытаются обезопасить планету от мусора. Здесь картонные и целлофановые монстры собирают отходы, а потом перерабатывают их. «В разделе «Идеология» художники много размышляют на тему отсутствия любви. Есть змея-цветочек и перекати-паук, которые стремятся подарить любовь и приползают в тем места, где ее нет. Детей волнует тема нелюбви людей друг к другу, — рассказывает Полина. — Есть композиция о войне Вани Шутова. Тонкая красивая работа. Светящие миски, которые олицетворяют разные континенты, дружелюбно тянут друг к другу свои маленькие ручки для рукопожатия. Трогательная и важная мечта о мире, к которой стремятся дети». В разделе «Понимание» представлен стол-договариватель, за который можно сесть только вдвоем, иначе он опрокинется или сломается. В разделе «Расширение возможностей» все не так драматично. Например, здесь «живет» скоростной квантовый кузнечик, позволяющий перемещаться на огромные расстояния. Длина одного прыжка — 250-300 метров. С ним соседствуют концентраторы — это серия конструкций, которые надеваются на голову и помогают удерживать внимание. Во всех этих предметах нуждаются не только дети, но каждый из нас. О чем говорит музей В каждом зале помимо работ юных художников представлено несколько экспонатов из Музея Москвы. Полина Жураковская отмечает, что эти экспонаты вступают в диалог с работами детей. Например, рядом с квантовым кузнечиком и другими предметами из раздела «Расширение возможностей» можно увидеть, как «эволюционировал» миксер от мутовки к механическому и электрическому миксеру. Что будет следующим шагом в эволюции кухонной техники? Возможно, люди научатся заменять руку каким-то универсальным приспособлением… Музей предлагает подумать о том, что техника расширяет наши возможности, но одновременно с этим делает нас заложниками технологий. В разделе «Идеология» от музея представлен плакат 1981 года авторства Федина и Потапова «Нас зовет пятилетка». «На нем — красивая девушка, изображенная в желто-красной гамме, лозунг с восклицательным знаком. Но эта работа на самом деле рассказывает о том, что в 1981 году все это превращается в абсолютно пустой знак, лишенный прагматики. Пятилетка больше никого не зовет. У этого плаката не было особенного адресата ни тогда, ни, тем более, сейчас», — делится куратор. Полина Жураковская отмечает, что музей придумал игру, которая помогает соотнести все, что написано на плакате (а там перечислены аббревиатуры, вроде БАМ, КАТЭК, Нечерноземье, которые современному школьнику ни о чем не говорят) с собственным опытом ребенка. Для этого надо покрутить лототрон, который расположен рядом с плакатом, и получить путевку в одно из мест, перечисленных на плакате. «И в этот момент человек сразу начинает соотносить это название с собой. Интересоваться, куда это он может поехать. А почему туда уезжала молодежь в 1981 году? Тут можно рассказать историю о том, что большинство ехало на ударные стройки, чтобы вырваться из душной атмосферы застоя, отделиться от родителей и начать самостоятельную жизнь. Поговорить, что стояло за этими большими стройками. Был ли от них ущерб экологии и т.д.», — объясняет Полина. Экспонаты музея, перекликаясь с работами детей, создают особое напряжение, побуждают зрителя посмотреть на одни и те же темы и проблемы с разных точек зрения. Фото: пресс-служба Музея Москвы

Успокойник и соска-выручалка: как дети отражают проблемы современного мира через искусство
© Letidor.ru