Прятки с буквами, лабиринты и еще 6 игр, чтобы научить ребенка читать
Должен ли ребенок любить читать? Корректно ли ставить вопрос таким образом? На эту тему сломано не мало копий. Родители уверяют, что читать надо, а ребенок встает в позу — нет, не буду, не хочу. Перепробовано все: от подкупа за назначенные мамой страницы до запугиваний будущей профессией дворника. Оказалось, ничто из этого не работает долго. Что же делать, когда взрослым хочется увидеть ребенка с книгой? Как научить читать, чтобы книга стала более желанным подарком, чем новая игра на смартфон? О том, как обойтись без крайностей и экологично увлечь ребенка чтением, мы расспросили специалистов онлайн-школы «Фоксфорд» (@foxford_edu ): тимлида дошкольного направления и логопедии Анастасию Кузнецову и ведущего специалиста образовательного контента по дошкольному образованию Юлию Зайдель. Что дает ребенку чтение Когда малыш-дошкольник впервые открывает книгу, он погружается в новый мир, где его ждут загадки и открытия. Дети не только узнают новое, но и учатся строить логические связи, развивают эмоциональный интеллект. Чтение формирует этические и эстетические представления об окружающем мире. Ребенок учится работать с информацией, правильно формулировать мысли, ясно выражать свои чувства словами. Когда пора учить чтению Сразу отметим: прививать ребенку привычку читать необходимо. Это навык, без которого не обойтись. У начитанного человека лучше развита речь, ему проще выражать мысли, поддерживать беседу и завязывать знакомства. Это soft skills, которые в современном обществе очень ценятся, позволяют строить карьеру и добиваться успеха. Перед родителями встает вопрос, не рано ли обучать чтению дошкольника? И мнения разделяются. Одни говорят: «Пока маленький, пусть наслаждается детством», другие подсовывают букварь малышу чуть ли не с пеленок, надеясь воспитать вундеркинда. Мы в «Фоксфорд» считаем, что не существует конкретного возраста с пометкой «пора». Так, один ребенок едва научится читать по слогам к поступлению в первый класс, а другой уже в 4 года будет самостоятельно читать небольшие рассказы. Это вовсе не значит, что первый хуже второго и его ждут трудности в обучении и развитии. При этом, наша практика показывает, что дети, которые умеют читать, быстрее проходят этап адаптации в начальной школе и чувствуют себя более уверенно. Однако торопить события и принуждать трех-пятилетнего малыша читать книги не по возрасту точно не стоит. Как подготовить к обучению чтению Когда с намерениями определились, возникает самый сложный вопрос, технический — как обучить малыша сложному навыку и с чего начинать. Начните подготовки. Вспомните, как в спорте делают разминку, как перед игрой на фортепьяно разминают пальчики с помощью гамм, как мы перед тем, как написать первое предложение, учились держать ручку, рисовать палочки и крючки, так же перед обучением чтению нужна своя «разминка». Создайте комфортные условия для начала занятий. Не существует правильного места и времени для чтения. Если нравится, читайте за столом или утроившись в кресле. Выберите место и время, обязательно учитывайте психологический настрой малыша. Утром, днем или перед сном — здесь нет какой-то единой формулы. Постарайтесь, чтобы чтение ассоциировалось с чем-то приятным. Как минимум, с вашим хорошим настроением. Не ведите себя, как строгий учитель на экзамене. Иначе ребенок будет в постоянном напряжении, что снизит его концентрацию и желание учиться. Помните, что маленькому дошкольнику сложно долго концентрироваться на одном действии. Он быстро устает, внимание рассеивается. Поэтому будьте готовы менять тактику каждые 5-10 минут: работайте с разными органами чувств — посмотрели, послушали как звучат буквы и слоги, потрогали страницу книги (здорово, если это будут развивающие книги с множеством фактур, кнопками, открывающимися окошками и т.д.). Прерывайтесь на развивающие занятия, игры. Обсуждайте то, что вы прочитали, сравнивайте сказки и их героев, предлагайте придумать альтернативную историю с персонажами, проигрывайте сюжеты сказок, отдавая роли любимым игрушкам малыша. Это поможет поддержать интерес к занятиям. А также научит обобщать и находить отличия, анализировать предметы и явления. С чего начать обучение чтению 1. Тщательно выбирайте первую литературу. Мы советуем сначала прочитать книгу самим, чтобы четко понимать, соответствует ли она вашим морально-этическим представлениям, возрасту и потребностям ребенка. 2. Чтобы глаза меньше уставали при чтении, начинайте занятия с разминки для глаз: предложите ребенку сфокусироваться сначала на ближних предметах, а потом на дальних. Повторите упражнение с книгой: сначала надо посмотреть на всю страницу, потом на несколько строчек, на две строчки, на отдельное слово и буквы. 3. Подавайте пример. Сложно привить ребенку любовь к книгам, если в семье никто не читает или открыто выражает пренебрежение к этому замечательному занятию. Важно донести, что чтение — это интересное занятие, оно развивает и делает нас лучше, поэтому да, мы любим и стараемся уделять время книгам, хоть и не всегда получается. 4. Придумайте свой маленький ритуал семейного чтения. Назначьте день и время, когда вы все вместе собираетесь и читаете вслух, обсуждаете и делитесь своим мнением о книге. Активно подключайте к обсуждению малыша. 5. Занимайтесь чтением каждый день, но понемногу, чтобы не отбить желание читать. Чередуйте чтение с играми и активными упражнениями. 6. Читайте книги вместе, останавливаясь на самом интересном месте, чтобы малыш хотел узнать, что же будет дальше. 7. Малышу будет сложно понять, что, например, «н» и «эн» — одно и то же, но при чтении будет именно «н». Начинайте обучение с отдельных звуков. Потом переходите к слиянию звуков и простым словам с повторяющимися звуками: мама, папа, оно. Буквы и сложные согласные звуки лучше оставить напоследок. 8. Обязательно хвалите и поощряйте ребенка, ведь ему сейчас непросто. Игры для обучения чтению Дети с большим энтузиазмом включаются в игру, чем в классическое обучение, которое кажется скучным. Поэтому в юном возрасте любое обучение лучше преподносить в формате игры, и чтение — не исключение. Вот как это может выглядеть: Для развития концентрации предлагайте ребенку задания-лабиринты, в которых малыш будет искать выход одними глазками. Развешивайте на предметах в квартире карточки со словами: шкаф, тумба, чайник, ваза, и т.д. Это поможет быстрее запомнить символы, сформировать ассоциации между предметами и наборами этих символов. Используйте при обучении чтению яркие карточки со словами и предметами, которые эти слова обозначают. Затем предложите ребенку несколько карточек, слова на которых нужно соединить в предложение. Показывайте красивые поздравительные открытки, обложки ярких книг, вывески на зданиях, ценники в магазинах. Просите прочесть их под предлогом, что вы «забыли», как читать. Прячьте в квартире буквы на разных предметах, в шкафчиках, на полочках, чтобы ребенок искал их и составлял слово или фразу. Каждый день в шкафчик дошкольника кладите «секретное послание», например, от любимого героя, чтобы он пытался его прочесть. Предлагайте играть в увлекательную игру: искать маленькие слова в одном большом. Например, газонокосилка. Из букв, встречающихся в этом слове, можно составить много новых: газон, косилка, зона, зола, сила, нос, газ, загон, сон, коса, сокол, носок, нога, залог, сок, кол, колос, озон, лиса, знак, око! Предложите представлять то, о чем он читает. Например, «Мышка пьет росу». Пусть ребенок вообразит, какая это мышка: маленькая, пушистая, серая. Как она пьет: встает на задние лапки, наклоняет травинку, пьет капельку. Какая роса: утренняя, холодная, блестящая на солнце. Привычка создавать образы в своих мыслях, ускоряет процесс обучения чтению и пробуждает к нему интерес. Что почитать родителям Чтобы обрести уверенность и точно знать, как донести до своего ребенка пользу чтения, мы рекомендуем родителям следующую литературу: Гвоздев А. Н. «Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка Вопросы изучения детской речи». М., 2008. Карпова С. Н. «Осознание словесного состава речи дошкольниками». М.: Просвещение, 2007 Сохин Ф. А. «Задачи развития речи Развитие речи детей дошкольного возраста». М., 2009. Сохин Ф. А. «Подготовка к обучению грамоте Развитие речи детей дошкольного возраста». М., 2008. Успехов вам и вашим детям в обучении и открытии увлекательного мира книг! Фото: Freepik, Depositphotos