Войти в почту

Зритель станет соучастником процесса на премьере иммерсивного спектакля «Заповедник» Вологодского драматического театра

Репетиции постановки, которая будет представлена 2 июля на фестивале «Голоса истории», проходят в Консисторском дворе Вологодского Кремля. Спектакль-променад поставлен по произведению Сергея Довлатова «Заповедник», впервые опубликованному в 1983 году.

Зритель станет соучастником процесса на премьере иммерсивного спектакля «Заповедник» Вологодского драматического театра
© Вологда.рф

Представитель ленинградской интеллигенции Борис Алиханов на лето устраивается экскурсоводом в музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское». Эта повесть считается автобиографической, как и большинство произведений писателя. Сергей Довлатов так же работал в «Михайловском» в 1976-1977 годах.

«Алиханов – это тот же Довлатов по сути. Когда я работал над ролью, отталкивался от слова исповедь. И мы с режиссером сошлись во мнении, что Алиханов является героем нашего времени. Я очень симпатизирую ему. Это такой Гамлет нашего времени. Его не печатают, его не понимают, он мучается - это довлатовская история. Заповедник – это реальная история, не придуманная. Он через это прошел», - рассказывает актер Мурад Халимбеков, сыгравший главную роль.

Работать над ролью было нелегко, поскольку постановку готовят в жанре иммерсивного театра, когда зритель полностью погружен в процесс вместе с артистами. В какой-то момент актер ловит глазами определенного зрителя и направляется к нему, говоря текст. Сложнее всего было убрать границы, признаются артисты Драмтеатра. Мастером иммерсивного театра считается московский режиссер Дмитрий Ефремов, который знаком вологодскому зрителю по спектаклю «Человек из Подольска».

«Иммерсив – для меня это некое прямое общение со зрителем. В этом нет ничего нового. Я это воспринимаю, как некое отстранение героя от человека и разговор настоящего человека, артиста, с живым настоящим человеком в зрительном зале. Кроме того, иммерсив подразумевает некую бродилку. Зритель перемещается из одной локации в другую. Здесь, на территории Вологодского кремля, мы выбрали три площадки: это площадка возле входа, площадка чуть поглубже, и потом зритель уже заходит на основную сцену и здесь видит кульминационный момент спектакля, который длится где-то 1 час 15 минут», - открывает некоторые секреты режиссер-постановщик Дмитрий Ефремов.

Это спектакль-променад, спектакль-экскурсия. Но, конечно, не по Кремлю, а по жизни. Экскурсия по судьбе великого русского поэта А.С.Пушкина и русского писателя Сергея Довлатова. Атмосфера создает и хореография, которую ставит москвич Ник Шония. Это уже четвертый его спектакль в Вологде.

«Сделаю небольшую подсказочку: все, кто придет посмотреть этот спектакль, уйдут отсюда с солнцем. В пластике мы видим жизнь, мы видим историю и характеры персонажей, их глубину. Самая главная цель, чтобы все, кто смотрит, тоже хотели выйти танцевать. А началось все с того, что мне сказали – «Заповедник». И я подумал: «Так, что же там будет?». Но когда я услышал слово иммерсив, я уже понял, что я буду здесь, буду ставить и получать удовольствие. Это будет вау, мне кажется, Вологда еще не видела такого», - не скрывает эмоций хореограф.

Команда профессионалов из разных городов, создающая постановку, ставила целью создать что-то принципиально новое для фестиваля «Голоса истории», но не выходить за рамки историко-архитектурной среды.

«Это уже 25 фестиваль. И хотелось отойти от стандартов – лошади, люди с бородами, это уже все видели. И мы обратились к истории с точки зрения другого времени. 70-е годы – это тоже история. Хотя история – субъективная вещь, и мы понимаем, что история – набор фактов, переосмысление. Мы тоже переосмысливаем историю этой личности, за которой скрыта история самого Сергея Довлатова», - признается художественный руководитель постановки Алексей Ожогин.

Премьера состоится 2 июля в 22.00 в Консисторском дворе Вологодского кремля.