Растим помощника: какие домашние дела можно поручать малышу?

<p> Жалобы на то, что ребенок совсем не помогает по дому и сомнения, как же он будет жить отдельно, не редкость. С нашим новым «беби бумом» и возрастающей ответственностью родителей хочется окружать малышей только любовью и заботой — чтобы они росли в комфорте. Однако комфорт — это еще и умение самостоятельно решать проблемы и чувствовать себя нужным. Приучение к домашней работе — отличные способ дать ребенку возможность ощутить себя важным человеком, а также стать самостоятельнее. Когда же и как это начинать делать? </p> С какого возраста можно давать ребенку задания по дому? <p> Эксперты в детской психологии говорят, что полтора года — тот самый возраст, когда уже стоит начинать в игровой форме знакомить ребенка с домашними делами, например, убирать игрушки в коробку, «укладывать спать». Но не ограничивайтесь только этим: постепенно давайте новые задания и по мере взросления следите за результатом. </p> <p> Это нужно не только для того, чтобы у мамы было меньше дел. Такое включение в общесемейные заботы — отличный способ помочь малышу быстрее освоить не только трудовые, но и социальные навыки. А ученые Университета Вашингтона, США, после изучения развития детей раннего возраста заявили, что именно социальные навыки — залог высокого уровня интеллекта и меньшего количества проблем в школе. </p> Факт! <p> Исследование ученых Университета Вашингтона — часть общей работы по эффективности методик раннего развития детей. Все, что действительно нужно малышу, чтобы расти интеллектуально, мы рассказываем в статье «Как вырастить Эйнштейна». Спойлер: большинство популярных методик раннего развития никак не влияют в будущем! </p> <p> Кроме выбора поручений по возрасту, о которых мы расскажем ниже, надо знать и правила. Несложные, но важные: </p> Задание должно быть настоящим, а не просто чтобы ребенок не мешался под ногами. Важно, чтобы у него был реальный и видимый результат, который надо обязательно заметить и оценить: «Такое важное дело, только ты можешь протереть эту полочку чисто-чисто». Так как мы хотим научить малыша, а не добиться сразу результата, как от приглашенной домработницы, одергивать в процессе и ругать нельзя. Даже если «уборка» приводит к лужам на полу и беспорядку в детской. Аккуратно поправляем то, что идет не так, и дышим поглубже — этот период хаоса пройдет. Закладывайте побольше времени, если в планах привлечь ребенка к готовке обеда или уборке квартиры. Это поможет отрабатывать навыки эффективнее и меньше раздражаться, если уже пора спать, а маленький помощник только-только взял в руки толкушку для пюре. Будьте готовы к тому, что чашки бьются, мыло раскисает, а тряпочки рвутся и пропадают неизвестно куда. И это пройдет. Никогда не наказывайте домашними обязанностями. Все, что идет в наказание — им и становится, и ребенок начинает этого избегать и активно сопротивляться. Подавайте пример: в детской не будет порядка, если во взрослой спальне бардак. Какие задания можно давать ребенку? <p> </p> <p> Хорошо начинать в полтора года — но вопреки утверждениям самопровозглашенных экспертов, и после трех еще не поздно. Вот примерный перечень дел, которые можно поручить ребенку. Прекрасно, если вы будете учитывать его любимые игры и подбирать поручения, которые хорошо подходят. Например, если страсть малыша — игры с водой, он может мыть посуду, раковину, заниматься мелкой стиркой. </p> 1,5-2 года <p> Для этого возраста подходят односложные задания: принеси салфетки, сложи карандашики в пенал. Важно, чтобы ребенок уже знал, как все это делать и где что лежит, так что сначала надо показать. И непременно нужно радоваться выполнению и хвалить малыша. </p> 2-3 года <p> Начинается период большей осознанности действий и активных ролевых игр. Так что можно и нужно не просто убирать игрушки с пола, а укладывать их спать или играть в разных персонажей: робот-пылесос выполняет команды (команды дает взрослый особым голосом): «Все красные кубики — марш в ящик», «Все машинки едут в гараж» и т. д. </p> <p> Кроме того, с двух лет малыш может выполнять «взрослые» дела: уносить грязную одежду в корзину, протирать пыль и небьющиеся поверхности, мыть небьющуюся и не острую посуду — если она не очень грязная, поливать цветы (следите за количеством воды!), подметать пол «своим» веником и т. д. </p> 4-5 лет <p> В этом возрасте помимо перечисленных заданий пора включать ежедневные дела: сервировать посуду и убирать в мойку, застилать кровать, делать простую еду: хлопья с молоком, бутерброды, резать овощи для салата детским ножом. </p> 6-7 лет <p> Старший дошкольник уже готов к «серьезным» многоступенчатым поручениям, и если сделать все правильно — то выполняет он их чаще всего с охотой и без принуждения. Можно поручать уборку, помощь в готовке и стирке, сортировку белья и продуктов, отслеживание списка покупок, заботу о домашних животных и многое другое. </p> Лайфхаки, которые помогут приучить ребенка к домашним делам <p> </p> <p> Вроде бы домашние поручения выглядят непросто. Но когда дело доходит до собственного ребенка, часто кажется, что выполнять он их не будет — это ж такая скукота! Вспомните, что скукота — это для вас. А детям все может казаться особенно привлекательным, если показать им задания именно такими. И вот как это сделать: </p> Для малышей вся жизнь — игра, и домашняя работа не должна быть исключением. Пусть игрушки не просто будут складываться в ящик, а искать свой домик и горестно плакать. Их надо срочно спасти! Детям постарше очень важно общение и ощущение себя включенным в семейные дела. Поэтому в процессе можно спрашивать про то, какого цвета эта футболка и куда же спрятались носки, сколько у нас яблок на столе, и радоваться верным ответам. И полезно, и сразу веселее.&nbsp;&nbsp; Старшие дошкольники проходят очередной кризис отделения и часто негативно воспринимают прямые указания. Но так как игровая деятельность все еще ведущая, то оформление поручения в виде игры тоже работает. Лайфхак: посылать письма с просьбой о помощи от любимого героя мультиков или сказок и делать таблички с подсказками. Отлично помогают магнитные доски, на которые можно прикреплять фигурки с делами и сдвигать их по мере выполнения. Дети, которые уже способны общаться на «взрослом» уровне, могут получить «повышение в статусе». Сядьте вместе и серьезно расскажите, что вот настал такой возраст, когда ты уже не малыш, а большой и умный. Ты может выполнять важные задания из этого списка дел. Выбери два своих дела — больше пока нельзя! Приобретите специально для ребенка собственные орудия труда — «свою» губку, свое мыло для посуды, швабрку, фартучек, совок. Чек-листы и таблицы — магнитные, с наклейками или просто галочками — отличный способ напомнить о делах, а также ощущать удовлетворение от их завершения. Включайте туда ежедневные задания — заправить постель, почистить зубы, и более редкие — подмести пол, разложить белье. Если все дела за неделю выполнены — награждайте, причем желательно не покупками, а совместным времяпрепровождением. И еще лайфхак: пусть ребенок делает такой чек-лист сам или вместе со взрослым, но не получает его от родителей. <p> Хвалите, даже если не получилось — за желание помочь, приложенные старания. А о том, как именно хвалить детей, чтобы не отбить желание что-то делать, мы рассказываем в специальной статье — там масса полезных советов! </p> <p> Использованы фотоматериалы Shutterstock </p>

Растим помощника: какие домашние дела можно поручать малышу?
© Medaboutme.ru