Анкетирование за 150 тысяч и селфи с паспортом: мошенники охотятся на детей в Сети

 Руководитель направления детской онлайн-безопасности, ведущий веб-контент-аналитик «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко в интервью DEITA.RU. - Андрей, вы отец троих детей. Чего вы, как родитель, больше всего опасаетесь в Сети?  - Мои дети ещё маленькие, но они уже активно пользуются цифровыми сервисами, могут сами себе найти мультфильмы и включить их через голосовые помощники. Поэтому пока меня больше всего волнует то, что они случайно могут найти не подходящий по возрасту контент. Например, связанный с насилием, с материалами для взрослых, алкоголем или нецензурными выражениями. Пока у них нет персональных устройств, и они используют общедоступные, которые находят в квартире, – планшет или телевизор, на которых есть приложения… На планшеты установлена программа родительского контроля Kaspersky Safe Kids, в которой я уверен. Я знаю точно, что все запросы, которые мои дети делают, фильтруются, и к ним ни в коем случае не попадут неподходящие материалы. И я могу просто сказать: «Нет, тебе это не нужно знать, это для взрослых». Им сразу всё понятно и интереса не возникает. Я понимаю, что такой способ вряд ли сработает, когда детям уже 16 лет, тогда это уже будет совершенно другой разговор. Но я думаю, что, если с самого раннего возраста показывать и объяснять ребёнку, что есть категория контента, который им ещё не подходит, проблем в будущем будет меньше.      - Но ведь запретный плод сладок!     - Конечно, если вы неожиданно начнёте запрещать ребёнку17 лет заходить на сайты, которые посчитаете не очень уместными, будет обратный эффект, интерес ещё больше. Но если это делать планомерно, ребёнок будет понимать те правила, которые установлены. Например, не смотреть мультфильмы за два часа до сна. Одно дело, когда я лично подхожу и говорю «всё, стоп, планшет убираем». Другое - когда за этими правилами следит программа, некий беспристрастный арбитр. Совершенно другая реакция у моих детей, они всё понимают, всё отключают.     - А как эксперт, какую угрозу для детей в Сети вы считаете самой главной?     - Угроз много, всё зависит и от возраста, и от того, какими сервисами пользуется ребёнок. Он может столкнуться с онлайн-мошенничеством, фишинговыми сайтами, спамом. По данным нашего опроса, дети сами отмечают, что им могут писать незнакомые люди. Они явно идентифицируют эти сообщения как угрозу. И им нужно объяснить, как себя вести.     Подростки редко задумываются о том, насколько ценны данные, сколько они стоят. Зачастую они размещают абсолютно всю свою жизнь в соцсетях, даже не задумываясь о последствиях. При этом 36% детей не закрывают информацию о себе и своей жизни, а размещают её в открытом профиле.     Дети также могут столкнуться и с проблемой кибербуллинга, с хейтерами, которые пишут негативные комментарии, с травлей, психологическим давлением. Но в отличие от травли в офлайне, кибербуллинг может происходить 24 часа в сутки, семь дней в неделю, и не привязан к месту. Нужно рассказывать ребёнку, что делать в такой ситуации: заблокировать обидчика, не отвечать ему, сообщить родителям или тому человеку, которому он доверяет. В качестве гипермеры даже на какое-то время удалить аккаунт, его не проблема потом восстановить.      - Расскажите пару реальных кейсов.     - Дети часто хотят получить деньги, быстро и ничего не делая. Злоумышленники это используют. Например, предлагают поучаствовать в онлайн-опросе, анкетировании, скажем, за 150 тысяч. Это простое с технической и организационной точки зрения мошенничество. Ребёнка либо просят оставить данные карты, либо зарегистрироваться. Они могут просить перевести небольшую сумму, 200-300 рублей, чтобы осуществить перевод этих больших денег. Тогда злоумышленники получат данные карты или другие персональные данные. Мотивировать злоумышленники могут тем, что им нужно убедиться, что вы реальный человек. Самый простой способ - это селфи с паспортом, либо скан паспорта, либо данные банковской карты. И ребёнок думает, что сейчас он возьмёт эти небольшие деньги у родителей, а потом ему придёт 150 тысяч.     - Но ведь это такой явный развод, что даже детям понятно!     - Ну я рассказал об очень простом кейсе. А вот дальше уже всё зависит от фантазии мошенников. Наша задача - определять опасные ресурсы и блокировать эти переходы.      Ещё один пример: ребёнок ищет популярный фильм, который у всех на слуху. Его можно найти в сети. Он смотрит его две-три минуты в хорошем качестве, а чтобы продолжить просмотр, ему предлагают зарегистрироваться на сайте. Там может быть приведены миллионы положительных отзывов о том, какой это замечательный сайт, какой там классный контент... Но при этом в процессе регистрации могут попросить данные банковской карты. И будут обещать, что с вас ничего не спишут. Но, как правило, списывают сразу много, практически всё, что есть.     - Несколько лет назад было повальное увлечение детей группами «Синий кит», ваши продукты распознают такие сайты?     - Сейчас сами социальные сети сделаны таким образом, чтобы блокировать такой контент. Даже если вы попробуете найти группу по такому словосочетанию, этот запрос будет заблокирован. Как минимум всплывёт предупреждение, что «сейчас вы можете встретить потенциально негативный контент». Наши решения позволяют блокировать доступ к тем категориям ресурсов, которые связаны с насилием, темами для взрослых и другими, а также информировать родителей о том, что ребёнок ищет в интернете, на какие сайты он переходит.     - Андрей, раньше вы были учителем. Сейчас продолжаете свою образовательную деятельность, работаете со школами, проводите уроки безопасности?      - Да, проводим, в том числе и в регионах. Обычно на нас выходит министерство образования или департамент по информационным технологиям, просят рассказать о кибербезопасности на каком-то мероприятии или онлайн.      - Вы делаете это на бесплатной основе? - Конечно! Мы часто принимаем участие в федеральных и региональных образовательных кампаниях в качестве экспертов. Например, федеральный проект «Урок цифры» мы делаем вместе с Яндексом и Сбером, другими ИТ-компаниями, Министерством просвещения, Минкомсвязи. В зависимости от возраста ребёнка он выбирает для себя свой тренажёр и проходит определённые темы. Обучение проходит на «живых» угрозах, с которыми он может столкнуться. В этом году у нас была тема, посвящённая приватности данных в Сети, какую информацию можно, а какую нельзя публиковать.     - Как объяснить ребёнку (особенно подростку, который всё время в антагонизме с родителями), что существуют угрозы, что нужно быть аккуратным и не выкладывать в соцсети всю свою жизнь?     - Если очень банально, то нужно разговаривать со своим ребёнком, показывать на примере, что может произойти, когда ты о себе размещаешь слишком много информации. На странице нашей компании в YouTube есть много замечательных роликов, которые для этого и созданы, чтобы объяснить людям любого возраста, проблемы, связанные с информационной безопасностью, в том числе с приватностью. Примеры, что такие случаи бывают, и что таким образом могут своровать деньги, списать с карточки. Если мы начинаем заниматься этим с самого детства, то дальше ребёнок вырастает, и у него это превращается не просто в умение, а в привычку. Он на автомате не отвечает на сомнительные сообщения.      Однажды наши коллеги провели социальный эксперимент в Лондоне «Data Dollar Store», когда за данные с вашего смартфона (фото, скриншоты переписки) предлагали сувениры. Например, за две фотографии из фотоальбома (не на ваш выбор, а на выбор того, кому вы отдали телефон), вы получаете кружку, кофту или ещё что-то. Затем в течение двух суток ваша фотография могла провисеть на банере в людном месте. Естественно, всё с согласия человека. Представьте: я заберу ваш телефон с вашего согласия, разблокирую его, и вы не будете видеть, что я там делаю. Вы всё равно почувствуете некий дискомфорт.     Так что даже когда вы переписываетесь с хорошо знакомыми людьми и отправляете им личные фото, вы должны понимать, что, как только вы отправляете фотографии онлайн, они вам уже не принадлежат. Нужно быть очень уверенным в том пользователе, кому вы это отправляете.      - Мне недавно как маме дали совет читать соцсети и чаты своего ребенка. Как вам такое? С одной стороны - это нарушение личного пространства, с другой – возможность предотвратить угрозу.     - Мы не поддерживаем такие советы, и наши продукты не позволяют читать личную переписку детей. Это противоречит как законам, так и этике. Мы советуем обращать внимание на то, что публикует ребёнок, какие комментарии он оставляет в открытом доступе. Предложить, например, добавить его в друзья, посмотреть на реакцию. Объяснить, почему вы это делаете. Не потому, что вам захотелось что-то узнать, чем ребёнок не хочет делиться (а в возрасте 14-16 лет у детей уже есть что-то, чем они не хотят делиться). А, например, потому что ребёнку может написать незнакомец с попыткой что-то узнать о нём. Вы сможете показать кнопку заблокировать и расскажете, что делать.     Отбирать телефон и всё читать - это совсем плохая идея. А вот выходить на разговор со своим ребёнком, чтобы в случае опасности он смог прийти к вам, - залог успеха. Это никогда не поздно сделать.  Андрей Сиденко работает в департаменте Content Filtering Research (CFR) «Лаборатории Касперского» с 2018 года, занимается анализом контента и разработкой решений для противодействия онлайн-мошенничеству: фишингу, скаму, спаму. Отдельное место в его работе занимают проекты, связанные с темой детской безопасности в интернете. До этого Андрей был учителем информатики; победителем конкурса «Учитель года России – 2013». В 2015 году вошёл в топ-10 самых цитируемых педагогов мира по версии американского учительского сообщества Connect Learning Today.

Анкетирование за 150 тысяч и селфи с паспортом: мошенники охотятся на детей в Сети
© Deita.ru