Эксперты рассказали, как защитить детей от травли и мошенников в Интернете

По словам участника встречи, социального психолога Михаила Вершинина, травля детей в сети подчас приводит к трагичным последствиям, например, скулшутингу – вооруженным нападениям в учебных учреждениях. - Исследования западных коллег показывают взаимосвязь травли и вооруженных нападений, поскольку виновниками кровавых инцидентов часто являются бывшие жертвы травли, - отметил эксперт. – Кибербулинг – это определенные формы травли с использованием электронных средств. Жертва кибербулинга, используя гаджет, подвергается давлению практически круглосуточно. По статистике, в России жертвами кибертравли становятся дети в возрасте 12 лет. Больше половины булеров (тех, кто травит) сами являются бывшими жертвами. Их средний возраст в России 14-16 лет Фото: Екатерина Ершова Как же родителям понять, что у ребенка проблемы с сетевым окружением? По словам Вершинина, стоит обратить внимание на реакцию ребенка на сообщения. При неблагоприятной картине он может вздрагивать, замыкаться, уходить от ответов на вопросы, у него может резко меняться настроение. В этом случае необходимо, чтобы подросток не боялся рассказать о своих проблемах, чтобы между родителями и ребенком были доверительные отношения. - Важно, чтобы у ребенка было несколько групп общения - школьный коллектив, друзья во дворе, спортивная секция или единомышленники в творчестве, - говорит психолог. – Если у ребенка есть возможность переключиться в общении с одной группы на другую, ему легче перенести негативное к себе отношение, в случае возникновения такового в одной из групп. Руководитель Проектного офиса цифрового развития Самарской области Дмитрий Камынин обратил внимание на другие актуальные киберпроблемы. - Одна из них – обычное мошенничество. Сейчас уже в 14 лет ребенок может оформить на себя платежные финансовые инструменты, принимать решения по совершению транзакций, становясь объектом для мелких кибермошенников, - отметил он. – Другая проблема, связанная с пребыванием ребенка в сети, правильное формирование паттернов (моделей) поведения. Например, в некоторых онлайн-играх принята ненормативная лексика и часто дети переносят это в реальную жизнь, что влечет за собой негативные последствия. Такие «нормы» поведения закрывают перед ними ряд возможностей в будущем. Третья проблема – неконтролируемое агрессивное поведение, формированию которого способствует потребление негативного контента. Фото: Екатерина Ершова Еще одна сетевая угроза, по мнению Камынина, возникает для подростков в период формирования их идеологических принципов. Огромная работа в этом направлении ведется многочисленными федеральными службами, которые разъясняют принципы государственного устройства, но и другими не всегда дружественными государствами и системами. В целом цифровая грамотность ребенка – это задача родителей. Запрещать детям бывать в интернете бессмысленно. Гораздо эффективнее вместе с ребенком спланировать время пребывания в сети и тщательно контролировать потребляемый контент. В числе других факторов, снижающих безопасность детей, эксперты назвали вовлечение подростков через Сеть в финансовые пирамиды, привлечение к распространению наркотиков. Для повышения цифровой образованности детей создано множество проектов. В числе популярных федеральных – проект Центробанка по финансовой грамотности. Что касается регионального уровня, то около полугода назад проектный офис цифрового развития Самарской области запустил проект Itopus, который призван рассказывать детям и подросткам об IT-сфере и ее возможностях. Директор по маркетингу самарского филиала МТС Надежда Доронина отметила, что наиболее актуальными вопросами для исследований являются время, которое ребенок проводит в интернете и набор посещаемых им ресурсов. Эксперт сообщила, что, по данным прошлого года, около 27% школьников проводят в Сети более восьми часов в сутки, около 15% - по пять часов и 18% - по три часа в день. - Как социально ответственна компания, МТС использует ряд инструментов для помощи в правильной организации сетевого времени детей. Например, проект «Дети в Интернете», разработанный совместно с кафедрой психологии МГУ, фондом развития Интернет при поддержке Министерства образования России. Это интерактивный урок, дополненный комплексом материалов для младших школьников, ведь именно в младшем школьном возрасте дети начинают пользоваться интернетом. Этот урок объясняет как правильно вести себя в интернете, в том числе и в случае столкновения с опасностью. Все время существования проекта – а это уже более 10 лет - волонтеры компании МТС проводят открытые уроки в школах по всей стране. Кроме того, мы формируем базу инструментов и сервисов, которые позволяют контролировать и регулировать присутствие детей в интернете. Сегодня одного только «антивируса» недостаточно. Мы готовы предложить системный, комплексный продукт, делая его более персонифицированным. Например, с личного телефона родитель может установить уровень контроля по возрасту, по дням недели, по часам, загрузить список нежелательных сайтов, контролировать присутствие ребенка в соцсетях и использовать ряд других возможностей, - отметила Надежда Доронина. Фото: Екатерина Ершова К нынешним каникулам компания МТС выпустила подписку на тариф «Джуниор». Этот продукт включает безлимитное использование мессенджеров, контроль спам-звонков, запрет на отправку платных sms-сообщений, доступ к детским разделам МТС-библиотека и не только. Этот тариф позволяет сделать связь ребенка дешевле, доступнее и безопаснее. По мнению Надежды Дорониной, важно не только контролировать и ограничивать присутствие детей в Интернете, но и помогать им с выбором полезного контента. В частности проект «Поколение – М» недавно был признан ООН одним из лучших социально ориентированных проектов. Это синтез благотворительности и развития творческих способностей детей. На ресурсах проекта дети выкладывают свои работы, проходят онлайн-уроки, участвуют в творческих конкурсах. За свои работы они получают баллы, которые компания МТС конвертирует в рубли и эти средства перечисляются благотворительным фондам. Подводя итог встрече, Дмитрий Камынин еще раз сделал акцент на том, что контролю качества пребывания детей в интернете родители должны уделять самое серьезное внимание. - Крайне необходимо, чтобы в череде пусть даже самых безобидных роликов увиденных на популярных ресурсах, были аудиокниги, статьи, информационные материалы. С ребенком обязательно нужно обсуждать увиденное им в Интернете, интересоваться его мнением относительно мировых проблем, расширять круг его интересов, - подчеркнул он. – Интернет предоставляет богатейшие возможности для образования и развития.

Эксперты рассказали, как защитить детей от травли и мошенников в Интернете
© СОВА