Спасать детей от опасностей Сети будут восемь татарстанских министерств
В Татарстане разработали дорожную карту по обеспечению безопасности детей и молодежи в медиапространстве с 2021 по 2027 годы
Обеспечивать безопасность детей и молодежи в Сети — учить цифровой гигиене, оберегать их от вредоносной информации, рассказывать, как отделять электронные "зерна от плевел" в Татарстане будет не одно ведомство, а целый их букет. По крайней мере, дорожная карта по обеспечению безопасности детей и молодежи в медиапространстве на 2021 — 2027 годы подразумевает участие 8 министерств республики и еще нескольких ведомств и организаций — от учителей до силовиков, от медиков до айтишников. Что входит в план, как власти республики собираются научить детей хорошему и почему блокировка сайтов и "родительский контроль" не панацея — в материале "Реального времени".
"Время простых решений прошло"
Власти Татарстана разработали подробный план мероприятий по тому, как с 2021 по 2027 годы в республике будут защищать детей от деструктивного контента в сети и учить их правильно вести себя на просторах медиапространства. Распоряжение Кабмина об утверждении дорожной карты безопасности детей и молодежи в медиапространстве опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан.
В этой работе должны участвовать сразу несколько министерств и ведомств республики, на каждое возлагается своя зона ответственности. Они должны ежеквартально отправлять информацию о выполнении плана в Минобрнауки Татарстана, а оно, в свою очередь, — обобщать данные и перенаправлять их в Республиканскую комиссию по делам несовершеннолетних, в Кабмин и детскому омбудсмену.
Контроль за исполнением распоряжения возлагается на вице-премьера республики Лейлу Фазлееву. А расходы будут осуществляться "в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год".
Защищать детей от сетевых опасностей и учить их адекватному поведению в Интернете будут 8 министерств и несколько других организаций. Фото: Максим Платонов
В плане целых 27 пунктов, и подавляющее большинство подразумевают систематическую работу и проведение серийных, регулярных мероприятий. Защищать детей от сетевых опасностей и учить их адекватному поведению в Интернете будут целых 8 министерств и несколько других организаций. Помимо вполне ожидаемых в этом деле Минобрнауки, Минмола и Минцифры, в списке исполнителей — еще и Минздрав, МВД, Минкульт, Минтрудсоцзащиты, Минспорта, УФСН по надзору в сфере связи, информационных технологий, ведомства силового блока (УФСБ по РТ, Прокуратура РТ), Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних, детский омбудсмен и муниципальные власти, республиканское агентство "Татмедиа" и даже КФУ.
Вице-премьер республики Лейла Фазлеева объяснила "Реальному времени", почему столько ведомств включается в эту работу:
— Время простых решений в социальной политике, когда проблемой занимается только одно какое-то министерство, уже прошло. Сейчас мы мультидисциплинарные и многозадачные. Защитить ребенка в Сети, привить человеку навыки правильного существования в ней — это задача всех нас. Но основной контингент, включаемый в программу, — это все-таки дети и подростки, поэтому на Минобрнауки и возлагается некая интегрирующая функция в выполнении дорожного плана.
В чем суть плана?
Большая часть мероприятий направлена не на физическую фильтрацию нежелательного контента, но на то, чтобы научить детей и молодежь фильтровать его самостоятельно, отделять зерна от плевел и уметь противостоять многочисленным сетевым угрозам. Современный человек не может существовать в отрыве от постоянного информационного потока, и в нем он должен ориентироваться сам. Власти республики это осознают, и именно поэтому краеугольным камнем всей концепции становится воспитание и обучение, а не фильтрация и запреты. Именно над этим будут работать Минобрнауки, Минмол, Минкульт (путем создания кинопродукции, роликов, проведения тематических мероприятий в музеях и библиотеках республики), психологи республики (в части разработки обучающих материалов и методических пособий).
Планируется обширный выпуск образовательных материалов — в том числе, по сетевому этикету, по профилактике суицида, по безопасному поведению в Интернете.
Преподавателей и воспитателей предписывается учить вопросам информационной безопасности среди детей и молодежи — в документе подробно расписан по годам процент охватываемых педагогов. К 2027 году посетить тематические семинары, практикумы, тренинги, конференции и медиауроки должны будут 100% представителей педагогического сообщества республики.
Ведомства силового блока тоже без дела сидеть не будут: в их обязанности вменяется отлавливать сетевые угрозы: устанавливать личности и пресекать деятельность тех, кто занимается вовлечением детей в противоправные действия, пропагандирует наркотики, склоняет подрастающее поколение к суициду и занимается прочими запрещенными законом делами в Сети.
Отдельным блоком в плане идет работа с республиканской прессой: агентство "Татмедиа" должно инициировать и контролировать выпуск тематических материалов в СМИ, проведение пресс-конференций, брифингов и прочие мероприятия, направленные на правильное сетевое воспитание детей и молодежи.
Агентство "Татмедиа" должно инициировать и контролировать выпуск тематических материалов в СМИ, проведение пресс-конференций, брифингов, направленные на правильное сетевое воспитание детей и молодежи. Фото: Максим Платонов
Охватить планируется не только школьников, но и самых маленьких. Например, Институту психологии КФУ вверено исследовать, что думают родители дошколят о цифровизации и выявить риски психологического неблагополучия малышей при снижении физической активности и в условиях цифровой образовательной среды.
"Решить эту задачу — главный вызов для нас на сегодняшний день"
Как объяснила "Реальному времени" Лейла Фазлеева, главная цель разработанного плана — научить ребенка фильтровать контент самостоятельно. То есть, метафора "дать голодному удочку, а не рыбу", вступает в действие:
— В идеальном варианте, пособия, которые мы разрабатываем в республике, связаны с умением отличить хорошее от плохого. Проблема огромна. И должна сказать, что сегодня противостояние явно не в нашу пользу. Нежелательный цифровой контент находится в шаговой доступности для любого — невозможно настроить смартфон подростка так, чтобы в нем открывались только безопасные для его развития сайты. И вся деятельность государственной системы в этом направлении должна быть связана с тем, чтобы научить отличать зерна от плевел — повторюсь, это главное знание для современного человека. И ребенка мы должны научить соотносить это знание с нормами морали и нравственности.
Лейла Ринатовна признает: это титанически сложная задача — вокруг слишком много сетевых соблазнов, есть множество блогеров, дающих не самый хороший пример, проводящих не самые полезные челленджи. Но, по ее словам, ученые приходят к выводу о том, что если развиваются творческие способности ребенка, уделяется внимание некоей сублимации этого контента, то у молодого человека есть все шансы мирным путем пройти через все то плохое, что вокруг него существует в Сети.
— Но прямых, легких решений в этой области точно не будет, — предупреждает вице-премьер. — Это противостояние приобретает мультидисциплинарный характер. Методы и меры будут очень разными, дорожная карта будет расшиваться на всех участников процесса: не только на детей, но и на учителей, и, конечно, на родителей, и даже на общественные организации, существующие в орбите ребенка. Ведь границы сетевой культуры размываются, мы все вместе существуем в этом пространстве, в Интернете нет замкнутых контуров "Школа", "Дом", "Деструктивный контент".
Лейла Фазлеева: "Вся деятельность государственной системы в этом направлении должна быть связана с тем, чтобы научить отличать зерна от плевел — это главное знание для современного человека". Фото: Максим Платонов
Не только педагоги учат детей отличать конструктивное от деструктивного, увидеть манипуляцию, защититься от буллинга, выбрать верный путь. В составлении таких пособий с учителями Татарстана работают и медики республики, которые помогают делать психологические программы. Включаются в эту работу и медицинские психологи и психотерапевты, и психиатры. Так что мультидисциплинарной становится не только социальная сфера в целом, но и педагогика, в частности.
— Решить эту задачу — главный вызов для нас на сегодняшний день. И не только для взрослых. Для ребенка это тоже вызов — он должен постоянно отвечать себе на вопросы: как ты себя определишь, самоидентифицируешь, где твоя позиция, как защититься, как не поддаться на манипуляцию. И мы как взрослые должны ему в этом помочь! — заключает Лейла Фазлеева.
Будут ли изобретать "татарский IT-велосипед"?
На Минцифры возложена техническая часть плана: например, изучить рынок ПО, фильтрующего контент, и подобрать подходящие решения для установки в образовательных организациях республики. В этой связи "Реальное время" обратилось к специалистам IT-сферы за разъяснениями о том, насколько емкий этот рынок, есть ли на нем подходящие готовые решения и есть ли вероятность того, что в Татарстане пойдут по пути создания собственного программного обеспечения в этих целях.
Владимир Дмитриев, руководитель направления сервисов киберзащиты Cyber Art ГК Innostage, объясняет, что готовые программные решения на рынке есть, в том числе и отлично зарекомендовавшие себя разработки российских компаний:
— Решения такие уже есть — и мировые, и отечественные. Та же самая лаборатория Касперского, к примеру, разработала специальное решение для школ. Продукт этот поддерживается, развивается, и он предназначен для защиты детей в школах от нежелательного контента. Есть и другие продукты российских разработчиков, ведь рынок таких решений существует давно. С точки зрения функционала все подобное ПО работает примерно одинаково: есть так называемые "белые списки" сайтов, на которые доступ разрешен, а доступ к непроверенным ресурсам закрыт. Сайты вносятся в списки разрешенных по разным категориям — возрастным, тематическим и тому подобным.
Правда, эксперт солидарен с остальными коллегами в том, что защита детей и подростков в Интернете не ограничивается запретом доступа на те или иные сайты, тем более со школьного компьютера. Ведь в руках у каждого школьника сегодня смартфон, поэтому гораздо важнее с младых ногтей воспитывать в детях цифровую гигиену.
— И начинать надо не с ограничений, а с цифровой гигиены, — объясняет Дмитриев. —Прививать детям надо элементарные правила поведения в сети: придумывать разные пароли для разных ресурсов, не открывать подозрительных сайтов, не доверять личные данные мошенникам, не поддаваться фишингу. Это гораздо важнее, чем ограничивать доступ детей к сайтам — точно так же, как мы учим их переходить дорогу на зеленый сигнал светофора, их важно научить вести себя в цифровом мире. А запретительными и фильтрующими мерами глобальной проблемы не решить. Хотя они в чем-то и могут стать подспорьем, но панацеей точно не являются.
В руках у каждого школьника сегодня смартфон, поэтому гораздо важнее с младых ногтей воспитывать в детях цифровую гигиену. Фото: minmol.tatarstan.ru
А вот в том, что правительство Татарстана в итоге закажет разработку локального, собственного ПО, эксперт сомневается: считает, что дешевле, быстрее и надежнее использовать уже готовые решения, которые успели себя зарекомендовать. Собственный "татарский программный велосипед" разработать, конечно, можно, и в республике есть ресурсы для его создания, но это, по словам Дмитриева, нецелесообразно — эффективнее решать проблему в рамках всей страны.
"Разговаривать с молодыми людьми на их языке"
Пресс-служба министерства по делам молодежи Татарстана в ответ на запрос "Реального времени" рассказала, что уже не первый год министерство работает над тем, чтобы прививать молодежи и подросткам навыки пребывания в Сети. Вот что они нам сообщили:
"Позиция министерства по делам молодежи — разговаривать с молодыми людьми на их языке. Поэтому совместно с РОО "АТМ РТ" ежегодно реализуются круглые столы и лектории в образовательных учреждениях. Темы выступлений разные, есть материалы по интернет-безопасности, лектории о безопасности в целом. Большую часть лекций провели молодые люди — молодежные помощники руководителя аппарата Антитеррористической комиссии.Для детей, отдыхающих сейчас в детских оздоровительных лагерях, подготовлен квест по цифровой грамотности, где мы через игрофикацию говорим о безопасном поведении в интернете, чтобы дети после квеста стали осознанней в этом вопросе, ушли с пониманием существующих рисков.В 2021 году мы запустили проект MinMolteens, и в его рамках есть раздел "Цифровая гигиена". Его цель — сформировать профилактику отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие подростков. Поднимаются темы кибербуллинга, мошенничества в сети, опасного заработка в сети, цифрового следа и др.".
В проекте MinMolteens есть раздел "Цифровая гигиена". Его цель — сформировать профилактику отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие подростков. Фото: minmol.tatarstan.ru
Баны и блокировки в министерстве тоже считают временной мерой — тем более, что правительство РФ регламентирует только блокировку сайтов, распространяющих контент экстремистского или террористического направления. Ведомство подчеркивает, что цифровую реальность с ее принципами и механизмами нужно воспринимать адекватно.
"Если можно научить ребенка правильному поведению в обществе, почему мы пускаем на самотек социализацию ребенка в сети?" — задают риторический вопрос сотрудники министерства.
По их мнению, правильному поведению в сети должны учить родители, причем в первую очередь, на своем примере. Они советуют взрослым, отслеживать, сколько времени они сами проводят в сети, на сколько могут там "залипнуть" и какие методы применяют, чтобы вернуться в реальную жизнь.
"Ребенок копирует вас и фактически является вашим отражением. Можно договориться с ним или включиться в марафон, челлендж по контролю за временем, проведенным в интернете. Если ребенку еще нет 14, то на его смартфон можно установить специальную программу, где родитель может установить в ежедневном режиме время, которое ребенок может провести в интернете и даже выбрать каким приложениями он может пользоваться, а какими нет. После 14 такое приложение использовать становится невозможным, и к этому моменту ребенок должен получить навык безопасного использования Интернета", — напоминает нам Министерство по делам молодежи.