В Волгограде театр кукол ставит взрослый спектакль о любви амазонок

Необычная премьера совсем скоро ждет волгоградцев. 7 и 8 августа Волгоградский областной театр кукол представит зрителям спектакль-притчу «Царица амазонок». Его создателей вдохновили древние легенды о суровых женщинах-воинах. Кстати, по одной из версий, загадочное племя амазонок обитало совсем недалеко от современного Волгограда. Есть сведения, что вольные всадницы жили в нынешних южнорусских степях у берегов Дона.

В Волгограде театр кукол ставит взрослый спектакль о любви амазонок
© Волгоградская правда

Подробности о предстоящей премьере «Волгоградская правда» узнала у режиссера-постановщика спектакля Сергея Балыкова. Хорошо известный в театральном мире своими интересными работами, он приехал к нам из Астрахани по приглашению волгоградского театра.

– Сергей Николаевич, можете в нескольких фразах описать, о чем эта премьера?

– Нечто подобное мы делали в Астраханском театре кукол с драматургом Рагимом Мусаевым. Он бережно переработал местные сказания и написал пьесу «Тайна белого лотоса» про лотосовые поля, откуда они взялись и почему Астрахань называется Астраханью.

Вероятно, Волгограду стало завидно, и теперь Рагим Мусаев специально для вашего театра написал пьесу, где опирается и на мифы, и на историю края. О том, что на землях в междуречье Волги и Дона некогда жили бесстрашные воительницы-амазонки. Поэтому спектакль «Царица амазонок» может стать собственной эксклюзивной маркой для театра, особенным в репертуаре.

– Амазонки, можно сказать, были первыми феминистками…

– У них были жестокие порядки. Они использовали мужчин лишь для продолжения рода. Если верить легендам, новорожденных мальчиков то ли убивали, то ли отсылали к отцам. Девочек же они оставляли у себя и воспитывали как воинов.

Наш спектакль – о любви. О трагическом столкновении безжалостного закона и женского нутра. О том, что естественные материнские чувства, любовь к сыновьям никуда не делись. Мы стараемся поговорить со зрителями о том, что без любви невозможно жить вообще. Без нее не могут обойтись даже боги.

– Что лично вам больше всего интересно в этой постановке?

– Я за свою жизнь поставил огромное количество спектаклей, порядка ста пятидесяти. Но никогда еще не сталкивался с такими оригинальными куклами. Блеск драгоценных доспехов, эстетика скифского золота, роскошные одеяния и уборы – все это придумала талантливый художник-постановщик Елена Вершинина.

– Сами вы верите в существование амазонок? Это людской вымысел или историческая правда?

– Исторические данные, археологические раскопки подтверждают многочисленные мифы про амазонок, которые воевали и охотились наравне с мужчинами. Другое дело, насколько обособленно они сосуществовали с миром мужчин. Ведь иногда и у современных дам появляются мысли послать всех мужиков к черту и построить свое собственное справедливое общество. Но если серьезно, основанное только на борьбе за власть или за деньги общество нежизнеспособно. А почему мы не можем заниматься жизнесозерцанием, жизнетворением для счастья, для любви и взаимопонимания?

– В афише спектакля «Царица амазонок» стоит категория 12+ и пометка – для семейного просмотра. На какое восприятие и на какой возраст он рассчитан?

– Я стараюсь делать спектакли как слоеные пироги. Каждый воспринимает тот слой, тот смысл, который ему доступен. Ребенок и взрослый будут смотреть его по-разному и понимать по-своему. Каждый почерпнет из спектакля что-то свое. А мы стараемся вложить туда как можно больше.

Для «Царицы амазонок» семейный просмотр – самое то. С одной стороны, спектакль зрелищный, в нем выразительные нарядные куклы в блестящих латах, с щитами и мечами, интересные приемы с использованием масок, видеопроекции. С другой стороны, тема любви к своему ребенку будет глубже воспринята и скорее дойдет до сердца старшего поколения, а не зрителей-подростков.

– Театр кукол обычно воспринимается как малышовский, а если есть спектакли для взрослых в репертуаре, то их немного. Это правильно?

– Нет, конечно. Изначально по природе своей театр кукол был для взрослых, малышовским он стал при советской власти. Искусство играющих кукол предполагает сотворение ни на что не похожего фантастического мира, где зрители получают некий непрожитый опыт. С детским развлечением его роднит разве что использование кукол. Дети играют в куклы, и мы играем в куклы. И в этом схожесть. Кукла может быть символом, гиперболой, аллегорией, социальным типом – понять это может взрослый, у которого есть определенный багаж, но не ребенок. Поэтому он воспринимает только внешнюю яркую картинку.

К сожалению, сколько я работаю в театре кукол (а скоро будет уже пятьдесят лет), все время приходится доказывать, что это жанровое, а не возрастное явление.

– Вы ставили в театре кукол серьезные философские вещи Ибсена, Лескова, Салтыкова-Щедрина. Как откликались на них зрители?

– Очень тепло. Например, «Пер Гюнт» в Ижевске был спектаклем-легендой. Если кто приезжал в гости, то его вели в театр кукол, чтобы показать этот ни на что не похожий спектакль. Повторю, взрослый репертуар в театре кукол – это нормально и закономерно, это должно быть.

– В прошлом Волгоградского театра кукол присутствовали и спектакли для взрослой публики. Сейчас театр возрождает эту традицию, что для зрителей иногда непривычно.

– Хорошо, когда театр ориентирован не на развлечение и шоу, а на создание художественного произведения, которое будоражит душу. Зрители имеют право ожидать от театра именно такого подхода.

– Как вам работается с волгоградскими актерами?

– Встретили меня очень хорошо. Мы занимаемся делом достаточно профессионально, скрупулезно, и это радует. Хотя сцена в театре небольшая, в этом камерном пространстве удается передать движение, экспрессию, полет. И все мы с нетерпением ждем премьеры. Досье ВП

Известный российский режиссер Сергей Балыков получил образование актёра театра кукол в Горьковском театральном училище. В начале своей творческой деятельности работал в Челябинском областном театре кукол г. Озёрска, затем Нижегородском академическом театре кукол, преподавал в Нижегородском театральном училище. Возглавлял театры кукол Ижевска, Кстово, Белгорода и Калуги, а также Ижевский Государственный русский драматический театр им. Короленко и Ижевский молодёжный театр. Ныне художественный руководитель Астраханского государственного театра кукол. В его творческой биографии – постановки в театрах кукол Дзержинска, Глазова, Сарова, Нижневартовска, Новоуральска, Актобе, Екатеринбурга, Тольятти и Москвы. Лауреат российских и международных театральных фестивалей.