Педагог возрождает школу благородства для детей спустя 30 лет
В книге Михаила Казиника «Тайны гениев» описана история одиннадцатилетней девочки из николаевской эпохи (1913 год). Она донимала своего дядюшку просьбами показать медальон, который он всегда носил на своей груди. Когда он, наконец, открыл медальон и протянул его ей, она не обнаружила там ничего, кроме пяти нотных линеек и четырех нот. Уже спустя мгновенье девочка расшифровала оригинальное любовное послание, которое было оставлено ее дядюшке его невестой.
Одиннадцатилетнюю девочку обучали в Московской Ржевской гимназии — стандартном образовательном учреждении того времени. В своем возрасте она смогла в один миг вспомнить правильные ноты, пропеть про себя начало ариозо Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин» и понять, что в медальоне зашифрована фраза «Я люблю вас».
Казиник писал, что уровень российского гуманитарного образования настолько высок, что делает всем учащимся «прививку от бездуховности» еще в начальных классах. Возможно, и сегодня есть люди, живущие этой миссией, желающие возродить классическое российское образование, которое делает из детей умных, развитых личностей с высокими ценностями и манерами аристократов.
«Слово и Дело» выяснило, что есть. И нашли таких единомышленников не иначе, как в Санкт-Петербурге. Воскресный Центр Благородного Воспитания уже в сентябре начнет принимать своих учеников и их родителей в роскошных залах особняка Нейдгарта. Редакция пообщалась с директором учебного заведения Яной Кушаковской и выяснила подробности учебно-развлекательного проекта.
— Школа, обучающая аристократическим манерам, расположится в центре культурной столицы России. Вам пришло в голову возродить лучшие традиции институтов благородных девиц времен Российской империи?
— Когда-то давно у моей мамы была такая школа. Это было 30 лет назад. Называлась она «Воскресная школа благородства». Я сама тоже ее закончила.
И спустя 30 лет я решила возродить эту историю. Но в нашем центре мы, конечно, переделали дисциплины, формат. Занимаемся мы не в Доме культуры, в особняке Нейдгарта — специально подобрали такое замечательное атмосферное место, которое вдохновляет детей и их родителей на совершенствование таких дисциплин классического российского образования.
— Ваша мама тоже была педагогом?
— Все верно, она преподавала английский язык.
— Расскажите, пожалуйста, о своей программе. Она рассчитана на детей 5–11 лет, при этом указанные в ней дисциплины, на первый взгляд, не по силам ребенку такого возраста. Может, именно в этом возрасте такого рода информация лучше усваивается?
— На самом деле, большинство этих дисциплин дети начинают изучать еще раньше. Иностранные языки возможно изучать с трех лет. У нас есть изучение французского, но не в стандартном понимании — это не изучение грамматики, у нас не языковая школа. Мы расширяем кругозор ребенка в игровой форме. Дисциплина так и называется — французская игротека. Это разговорный язык, дети будут присутствовать на таком мини-спектакле.
Все предметы являются такой развивающей игрой, это совсем не похоже на школу. Скорее, это досуговая деятельность, родители с детьми будут, скажем так, больше созерцать, нежели серьезно учиться. У нас нет ни оценок, ни поощрений, как в школе бывает.
— По задумке, дети будут посещать занятия вместе с родителями. Это интересный способ для решения вечного спора о том, кто должен заниматься воспитанием ребенка — родитель или учитель. Как вам кажется, как присутствие родителей во время занятий влияет на детей?
— Я придерживаюсь мнения, что как раз родитель целиком и полностью должен заниматься воспитанием ребенка. А педагог может только являться проводником к тем или иным знаниям. Поэтому мы целенаправленно приглашаем родителей присутствовать на занятиях — это наше основное условие для тех, кто желает посещать центр.
Это отличает нас от всех остальных заведений — мы хотим соединить и сблизить родителей. Нам кажется (и так было 30 лет назад), что присутствие мамы и папы очень хорошо помогает детям развиваться, потому что они являются авторитетом и примером для подражания.
Родители — просто наблюдатели, программа направлена полностью на детей. Хотя, конечно, артисты мини-спектакля играют одновременно и на детскую, и на взрослую аудиторию. Мы можем привлекать родителей к участию, по желанию.
Мы специально выбрали воскресный день, чтобы родители смогли в выходной посещать центр вместе с детьми, не соединяя это с работой. Поэтому первую половину выходного дня они смогут полностью посвятить себя своим детям.
— Как будет проходить один день в Центре Благородного Воспитания?
— Утром в воскресенье начинаются уроки, всего их пять, они длятся по 35 минут. Между ними есть большая перемена в виде традиционного чаепития. В особняке семь залов, в каждом из их будет проходить своя дисциплина — этикет, изящные искусства, движение, театр и риторика, французская игротека.
Кроме занятий по воскресеньям мы планируем дополнительные выходы в свет с воспитанниками — поход в театр, музей, филармонию, ресторан.
— Обучая детей манерам, вы окажете большую услугу всем людям, которые не любят находиться рядом с шумными детьми в общественных местах.
— Возможно (смеется). Мы уже выслушиваем похвалу и благодарности от родителей, нам очень приятно получать такую обратную связь.
— Зачем на занятиях нужен психолог? Как в процессе развивающей игры выявить, что у ребенка могут быть какие-то проблемы?
— Семейный психолог будет присутствовать на занятиях в течение двух месяцев, наблюдать за детьми в группах: как они общаются между собой, какие у них есть проблемы в общении со сверстниками и родителями, в адаптации. Потом, по желанию родителей, психолог сможет в индивидуальном порядке дать им какие-то рекомендации по части воспитания, направить в дальнейшем к психологу, если увидит более серьезные проблемы.
То есть мы не будем проводить какие-то психологические сессии с участием детей и родителей прямо на занятиях — психолог будет сторонним наблюдателем, который следит за реакциями детей, их способностью справляться с изучением предметов. Если детям сложновато, их адаптация должна быть под контролем специалиста.
— Сейчас идет много споров об отравляющем культе продуктивности, о давлении, которое распространяется уже не только на подростков, но и на детей помладше — мол, если они не начнут с пеленок осваивать какие-то науки, то они начнут отставать по жизни. Что вы думаете по этому поводу?
— Я не против дополнительных кружков, если детям нравится на них ходить. Я хотела в совсем центре дать детям возможность выбора, потому что мы даем им такие дисциплины, в которых у ребенка может развиться талант. Педагоги и родители смогут увидеть потенциал воспитанников.
Я не за то, чтобы нагружать детей без остановки огромным количеством дополнительных занятий. Но по своему материнскому опыту скажу, что моя дочь в детстве была очень сильно занята. Она занималась и языками, и музыкой, и немножко танцами — то есть у нее было много различных увлечений и мало свободного времени.
Зато это позволило хоть немного отойти от современной культуры интернета, не так сильно подвергнуться ее влиянию. Не далее как сегодня я делилась в Instagram впечатлениями от книги «Дети интернета». Там описано, что сейчас творится с нашими детьми и каким образом под влиянием интернета изменяется сознание наших детей.
Поэтому чем больше у детей будет возможностей заняться чем-то интересным, творческим, и вместе с тем провести время с родителями, тем больше это будет их развивать, уводя от виртуальной жизни.
Это интересно: Дети с Марса: что вы не знаете о приемных семьях