Такого МГУ еще не видел: Девятилетняя Алиса станет студенткой психфака
Совсем недавно россиян шокировала новость о 8-летней девочке Алисе Тепляковой, которая успешно сдала ЕГЭ и получила аттестат о среднем образовании. А еще год назад ей вручили документ об окончании 9 класса.
«Нам своевременно не успели напечатать аттестат за 9 класс, поэтому мы не вошли в базу получивших среднее образование, – рассказывает ее отец. Нас не допустили к итоговому сочинению, и, соответственно, не выдали аттестат. А так у Алисы были экзамены сданы еще год назад, – объяснил Евгений. – Всего Алиса сдавала шесть предметов в формате ОГЭ — физику, информатику, русский, математику, биологию и химию, остальные — в формате итоговых диагностик».
25 июня в школе № 626 Алиса Теплякова получила аттестат за 11 класс.
А на днях пришла новость о том, что Алиса сдала еще и дополнительные вступительные экзамены на факультет психологии МГУ. Девочка при этом набрала 48 баллов из ста. К полученным баллам будут добавлены еще и те, что она заработала при сдаче ЕГЭ. И, как утверждает ее отец, который с самого ее рождения занимался обучением дочки, это весьма хороший результат.
«Это прекрасно сданный экзамен. И не только для восьми лет – уверен Евгений Тепляков. – Четверть тех, кто подал документ в МГУ, сдали его хуже Алисы. МГУ подтвердил, что с ее баллами можно поступать и учиться. Мы получили право зачислиться – мы зачислимся. Стоимость обучения общеизвестна, не на бюджет, так на контракт».
Все мы помним легендарный фильм «Гостья из будущего», главная героиня которого, тоже Алиса, покоряла зрителей своими выдающимися способностями. Видимо, такое будущее и настало. Оказывается, и в наше время встречаются такие же талантливые дети, поражающие своими неординарными возможностями. Хотя, как показывают события, в семье Тепляковых это норма. Всех своих семерых детей родители воспитывают по такой же системе – с ранних лет обучают, причем, самостоятельно. Никого из детей они не отдавали в школу, понимая, что их методика действенна, и дети с самого раннего возраста проявляют уникальные способности к обучению. Как оказалось, отец Алисы, Евгений Тепляков, сам дипломированный психолог, закончивший психфак МГУ. А то, что и другие дети в семье показывают выдающиеся результаты, подтверждает тот факт, что семилетний брат Алисы также сдал ОГЭ.
История этой семьи сейчас, в преддверии нового учебного года, актуальна как никогда. Потому что в системе семейного образования Тепляковых нет ничего необычного или сверхъестественного. Детей не перегружают изнуряющими занятиями. А из трех-четырех часов в день, которые отводятся на обучение, основное внимание уделяется чтению учебной и научно-популярной литературы.
«А там уже начинается наша работа, – разъясняет Евгений Тепляков, – понять, что ребенок не понял, почему и как объяснить».
При этом дети в этой семье не ходят не только в школу, но и не посещают секции или кружки. И, в то же время, активно общаются со своими сверстниками во дворе во время прогулок
По мнению Евгения Теплякова, эффективность обучения в общеобразовательной школе крайне мала и слишком растянута по времени. Ведь то, что дети узнают там в возрасте 11-12 лет, они могут узнать, усвоить и понять в гораздо более раннем возрасте. Но главное, на чем строит свою педагогическую программу и что практикует Евгений Тепляков, это все-таки чтение. И он с детства прививает своим детям любовь к книгам, литературе, произведениям классиков. Алиса – не исключение.
«Она читает все, – признается Евгений. – Но больше всего любит сказки, какие-нибудь волшебные истории. Она читала и Достоевского, и Грибоедова "Горе от ума", и "Отцы и дети" Тургенева. Гоголя многое читала. Она не читала произведения, которые меня бесят, – например, "Войну и мир". Я не люблю Толстого, я люблю Достоевского.
Тепляковы не причисляют своих детей к вундеркиндам и не называют их какими-то уж особенно гениальными.
«У нас противоположный подход — мы считаем, что это нормальные результаты, если ребенка развивать, и это не лишает его детства – уверен отец семейства».
Как признается Евгений Тепляков, его детям не бывает скучно и одиноко. И добавляет: «Им, скорее, не хватает времени побыть наедине с собой».
Отца-новатора возмущают общепринятые стереотипы о том, что, дескать, все вундеркинды плохо кончат и что в школу надо отдавать только с семи лет. А раньше, мол, ребенок еще не готов. Тем не менее, его метод обучения уникален и вряд ли применим для большинства детей в России в ближайшей перспективе.
«Средний возраст поступающих на специалитет факультета психологии – 17 лет – рассказывает заместитель декана факультета психологии МГУ Артем Ковалев. – Иногда встречаются абитуриенты в возрасте 15-16 лет, но это, скорее, исключение. Абитуриентов в возрасте 9 лет никогда прежде не было».
Так что история с Алисой, может стать прецедентом. Но значит ли это, что она гарантированно станет студенткой факультета психологии МГУ? Отнюдь, это все-таки будет ясно в ходе и по результатам вступительных экзаменов.
«В настоящее время мы ожидаем появление конкурсных списков абитуриентов, – говорит Артем Ковалев. – Если опираться на данные прошлых лет, то суммы баллов Алисы скорее недостаточно для прохождения на бюджет, однако каждый год конкурсная ситуация определяется в последние дни подачи согласий на зачисление».
Кстати, вопрос об успешном обучении Алисы в МГУ все-таки далеко не праздный. И именно он часто становится камнем преткновения для вундеркиндов, которые, с одной стороны, иногда успешно преодолевают барьер вступительных экзаменов, а с другой – не всегда могут влиться в коллектив студентов из-за большой разницы в возрасте с остальными однокашниками в своей группе. И именно это порой рождает опасения относительно судьбы одаренных детей, которые, может быть, способны часто на усвоение общеобразовательных предметов, но не всегда готовы социализироваться в коллективе студентов с точки зрения эмоциональной совместимости и подходящего по возрасту жизненного опыта. И в этой-то несовместимости главным образом может заключаться технические особенности обучения Алисы в группе будущих психологов.
«Студенты и сотрудники факультета психологии отличаются эмпатией и толерантностью, – считает заместитель декана. – В этом отношении взаимодействие Алисы с ними будет для нее комфортным. Технические особенности организации учебного процесса в случае поступления Алисы будут отвечать конкретным запросам с ее стороны, если таковые поступят».
Но не все так просто, считает профессор МГППУ, кандидат психологических наук Виктория Юркевич. Ведь Алиса – еще ребенок, и этим все сказано.
«Вообще, брать ребенка, по сути, младшего школьника, на факультет психологии - это, я бы сказала, забавно – расставляет точки над «и» профессор. – Будущему психологу нужны не столько знания, сколько душевный, человеческий опыт. Что касается ее социализации, то эту задачу нужно решать не в университете. Социализировать ребенка среди взрослых юношей и девушек нельзя, да и не нужно. Социализацию надо вести в системе ее интересов, то есть, в системе дополнительного образования: в каких-то кружках, секциях, Домах творчества. Не страшно, если дети, с которыми она будет вместе в этой системе заниматься, будут на 3-4 года постарше ее».
Но если ребенок с дипломом психолога – это еще допустимо, то что касается профессионального будущего Алисы, то оно, несомненно, под вопросом. Ведь подросток вряд ли сможет работать психологом и разбираться в проблемах взрослых людей. Поскольку в этой сфере важны именно не знания, а именно жизненный опыт и эмоциональная составляющая. Так что как сложится профессиональная карьера и дальнейшая судьба Алисы Тепляковой – покажет только время.