Войти в почту

Как постоять за себя, не обижая других?

В семейном центре «Гелиос», на очередной встрече специалистов с родителями, воспитывающими несовершеннолетних детей, обсуждался вопрос, как постоять за себя, не обижая других. Многодетная мама Татьяна Б. интересуется и просит помочь разобраться со следующим вопросом«Можем ли мы научить детей тому, когда нужно извиняться, а когда (эффективно, вежливо) постоять за себя — и как понять разницу между этими моделями поведения?» На этот вопрос ответил специалист семейного центра «Гелиос» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Рязанцева Наталья и выделила несколько основных моментов.

Как постоять за себя, не обижая других?
© Вестник Бутова

1. Поговорите с ребенком о проблемах во взаимоотношениях и помогите ему сформировать свои убеждения

Общаясь с окружающим миром, дети делают собственные выводыи формирует свое мнение. Обсуждая с ребенком его убеждения, вы подготовите его к взаимодействию с более широким кругом людей. «А ты как думаешь?» «Почему ты так считаешь?»Поощряя дискуссии на различные темы, вы формируете у ребенка соответствующий язык, необходимый для выражения его мыслей. Если он видит, что кого-то обижают или дразнят, либо если он считает что-то несправедливым или нечестным, важно знать, когда следует высказываться и постоять за себя или других, а когда – нет. Старайтесь детально обсудить и проигрывать правильные реакции в каждом случае.

2. Учите напористости и вежливости

Как только ребенок начинает понимать, что можно, а что нельзя, и приобретет собственные убеждения, можно перейти к обучению его тому, как постоять за себя, не прибегая к грубости. Стоит отметить, чтоэто непросто!Поэтому первый совет — научить их переводить дух и не торопиться с ответом.После этого начинайте приучать детей стоять или сидеть прямо, смотреть в глаза, владеть языком тела и следить за тоном своей речи. Внушите ребенку, что это нормально иметь собственное мнение, если ты можешь выразить его просто и доходчиво. Говоряо том, как отстаивать свои убеждения, подчеркните, что оскорбления и личные нападки недопустимы ни в коем случае. Не забывайте, что вы сами являетесь для своих детей образцом поведения в различных жизненных ситуациях.

3. Вмешивайтесь только в случае необходимости

Если вы видите, что ваш ребенок ведет себя враждебно, повышает голос или выводит из себя бабушку, то сделайте одно из двух

- если в ситуацию вовлечены взрослые - члены семьи или близкие друзья, то можете вмешаться и помочь ребенку сформулировать высказывание, направив беседу в более вежливое русло и подкорректировав тон малыша;

- если просто знакомые или вовсе посторонние люди, то не стоит вмешиваться тотчас. Лучше поговорить с ребенком позже наедине: «Такое поведение было неуместно. Мы хотим, чтобы ты имел свое мнение, но в следующий раз сделай…» и предлагаете варианты выхода из ситуации.Возвращаясь к произошедшему, подчеркните, что вам важно не только наличие собственного мнения у ребенка, но и то, как он его выражает.

4. Объясните, когда (и как) признавать свою вину

Иногда взрослый, полагая, что детям не подобает перечить старшим, требует извинений от вашего ребенка. Если он действительно вышел из себя, прибегнул к оскорблениям, высказался неуместно или грубо, ему, возможно, придется попросить прощения. Например,«Совершенно нормально, что у тебя есть свое мнение, но мне не нравится неуважительный тон, которым ты разговариваешь со своей бабушкой». Извинение должно прозвучать так: «Мне жаль, что я повысил голос или обозвал тебя, выражая свои мысли». Это не должно быть извинением за само высказанное мнение!

Когда кто-то кричит или оскорбляет его, не требуйте от него принимать подобные выходки как должное. У ребенка должен быть выбор: либо попытаться точнее обосновать свое мнение, либо просто уйти. Ни оправдываться, ни объяснять свои убеждения он не обязан!

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что дети, вероятно, не сразу поймут, как лучше всего постоять за себя, и это нормально. Независимо от того, насколько вы подготовили своего ребенка к таким ситуациям, дайте ему возможность практиковаться и расти, выражая свои убеждения с уважением и достоинством.