Если ребенок — левша: как подготовить первоклассника к школе
Начало учебного года не за горами, и вот-вот первоклассники впервые окажутся за школьными партами, будут учиться считать и писать. А обращали ли вы внимание на то, какой рукой чаще пользуется ваш ребенок? Проверить это легко: понаблюдайте за ним в повседневных делах и во время игры. Если вы выяснили, что ваш малыш — левша, это нужно принять. Ребенку так удобнее и переучивать его точно не нужно. Однако при подготовке к школе важно учесть некоторые правила. Ежегодно 13 августа отмечается Международный день левшей. И сегодня психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы Ирина Вшивкова расскажет о правилах подготовки первоклассника, который держит ручку только в левой руке. Первое, что необходимо сделать, — приобрести школьные принадлежности . Выбирайте только те, которые удобны для ребенка. Вспомните, как трудно в первом классе научиться правильно держать, например, ручку, а если она еще и не удобна для выбранной руки, то задача станет вдвойне сложной. Какие канцелярские товары покупать для ребенка-левши При покупке обратите внимание на следующее. • Обычная линейка будет не удобной, так как ребенок закроет другой рукой значения. Отдайте предпочтение специальной линейке для левшей. • Карандаши и ручки лучше использовать трехгранные. Это позволит прилагать меньше усилий для удержания инструмента в руке. Кроме того, трехгранные ручки со специальными резиновыми подушечками помогают пальцам избежать лишних мозолей и деформаций. • При покупке ножниц не стоит ориентироваться на их название «левые/правые». Пусть малыш подержит их, попробует разрезать бумагу. Берите те, которыми ему будет удобно пользоваться. Как организовать рабочее пространство для ребенка-левши Научите ребенка использовать рабочее пространство на столе так, чтобы и свет был, и предметы помещались. Сделайте это в игровой форме. • Ребенок один сидит за столом. Перед ним лежат бумага , карандаши, ластик — он должен что-то срисовать с образца. Как все расположить? Пусть попробует сам, потом поищите вместе наиболее удобный ему вариант. • Сядьте рядом и разделите стол на двоих, как в школе. Каждый выполняет задание на своей половине стола. Играя, попробуйте вариант, когда ребенок сидит слева и справа от соседа. Такие тренировки помогут выработать автоматизированный навык, который поможет первокласснику быстрее располагать учебные предметы на школьной парте. А еще нужно вместе сформировать удобную и здоровую позу за столом, что важно для осанки. Какая помощь может потребоваться ребенку-левше в школе Дети-левши такие же, как и правши. Они достигают успехов в учебе, в творчестве и в жизни. Среди них немало великих исторических личностей: Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Владимир Даль, Иван Павлов, Эйнштейн, Ньютон. А мифы и предрассудки могут только привести родителя к проблемам вместо совместной радости обучения. Для того чтобы этого избежать, есть несколько простых советов. • Помните, что ребенок-левша может выполнять задания медленнее , чем остальные дети. Но только лишь потому, что ему часто надо будет переводить инструкцию для себя. Помогите ему запомнить следующее: если учитель говорит: «Возьмите в правую руку», он должен взять в левую. Ведь для него она такая, как для других правая. • Помогите найти ребенку свой стиль написания букв. Некоторые дети сразу начинают писать буквы наиболее удобным им способом, например, без наклона или делая его влево, а не вправо. • Учите аккуратности в тетради: стоит сразу подобрать ручку с быстро засыхающими чернилами. Поскольку левши при письме передвигают руку по той части листа, где уже есть текст, есть риск того, что чернила размажутся. • Если ребенок не может освоить написание буквы, используйте прием обучения «рука в руке»: возьмите левую руку ребенка в свою левую руку и выполните трудное действие вместе. • Когда ребенок изучает новый материал, стоит помочь ему закрепить навыки, используя зрительные образы. Например, для запоминания похожих цифр 6 и 9 можно применить такой прием: «Цифра 6 повернулась спинкой к окну, а цифра 9 – к двери». • Кроме зрительной, подключайте и тактильную память. Возьмем для примера те же похожие цифры 6 и 9. Для того чтобы ребенок запомнил их наощупь, предложите ему слепить эти цифры из пластилина. А можно сложить пластиковые цифры в мешочек и просить ребенка наощупь вытягивать заданную цифру. Делать это нужно по очереди левой и правой рукой. Эти несложные упражнения с включением зрительной и тактильной памяти помогут довести навыки до автоматизма. Как тренировать обе руки первоклассника Включайте игры, в которых задействованы обе руки. Такие тренировки будут полезны и родителю, поэтому играйте всей семьей: • Используйте маркеры. Ими могут стать яркая ленточка или браслет, а также часы на руке. Помогите ребенку четко запомнить, на какой руке у него находится маркер — на левой или на правой. Например, рука с красным браслетом – правая. Носить маркер можно в течение всего дня: дома, в школе, спортивной секции. • Отлично подойдут игры-кричалки, где надо что-то сделать по команде. Известная игра «Трам-пам-пам» может стать прекрасным помощником. Благодаря ей тренируется не только координация рук, но и внимание , слух, речь. Чтобы начать в нее играть, нужно запомнить, на какое из 4 выражений какое движение делается. «Трам-пам-пам!» — три раза хлопаем ладонями по коленям, «Гули-гули, гули-гули!» — одну руку держим под подбородком, другую над головой и делаем вид, что кормим птиц. «Салями! Салями!» — кланяемся, взмахивая руками вверх и плавно опуская их. Когда движения запомнили, ведущий говорит слова, все вместе повторяют движения: Трам-пам-пам! Трам-пам-пам! Гули-гули, гули-гули! Трам-пам-пам! Салями! Салями! Гули-гули, гули-гули! Трам-пам-пам! Когда после двух-трех попыток всем это удается, можно усложнить задачу. Например, часть движений делайте справа или слева или впереди или сзади. После этого можно ускоряться и говорить слова быстрей и быстрей до скороговорки . Как научить левшу ориентироваться в пространстве Для тренировки ориентирования в пространстве прекрасно подойдет рисование. • Попросите нарисовать домик, слева от него — собачку , а справа — кошечку. • Или же вместе нарисуйте елочку, справа от нее березку. Используйте игровую форму, спросите у малыша: «А что мы нарисуем слева: пенек или зайку?» • Предлагайте задания по типу графического диктанта: клетка вверх, 2 клетки право и другие. Чтобы было веселее, посоревнуйтесь, кто быстрее и правильнее сделает – бабушка или внук. Играйте в игры на координацию: Какой рукой точнее выполним? Кто быстрее сделает? Например: • Кто дальше пронесет стакан с водой из одного конца комнаты с другой. Задача не уронить / не пролить и выполнить сначала правой рукой, затем левой рукой, а потом сразу двумя. • Весело и познавательно – узнаем, у кого из членов семьи какая рука самая ловкая. Очень интересный развивающий эффект дают игры, в которых обычные вещи по инструкции нужно сделать неудобной рукой: кто быстрее расстегнет рубашку, перельет воду половником из одной кастрюли в другую и так далее. Во время соревнований выполняйте задания сначала одной рукой, потом другой. Развитие умения использовать обе руки будет полезно как будущему первокласснику, так и взрослым членам семьи. Если при обучении возникают трудности, которые не удается самостоятельно преодолеть, стоит посетить консультацию учителя-логопеда и нейропсихолога Городского психолого-педагогического центра Москвы. Записаться можно на официально сайте центра . Фото: Depositphotos