Войти в почту

Над театром нависла цензура

Худруки и директора вздрогнули. Что будет?..

Над театром нависла цензура
© Мир новостей

Итак, с чего же все началось? В последних числах июля на премьерный спектакль «Современника» «Первый хлеб» обратила внимание организация «Офицеры России». Их чувства задела Лия Ахеджакова, точнее, монолог ее героини, в котором «Офицеры» усмотрели «предельную неуважительность к защитникам Отечества». Они обратились в Следственный комитет, который обещал разобраться. А вот Общественный совет при Минкультуры решил на этом не останавливаться, а проверить все театры «на предмет соответствия».

Худрук театра «Модерн» Юрий Грымов сразу заявил, что сделать это практически невозможно:

- Если эта комиссия вдруг захочет посмотреть все спектакли во всех театрах Москвы, то это просто нереально. Странно, что такая инициатива вообще появилась.

Мало того, Грымов уточнил одну очень важную вещь. Дело в том, что чиновники от культуры и без того знают о каждой новой постановке, так как репертуар театра верстается за три месяца, а основная подготовка начинается и вовсе за полгода. За это время по каждому спектаклю заполняются документы на финансирование. Причем находятся они в свободном доступе в интернете и любой желающий может с ними ознакомиться.

Если Грымов призывает к логике, то Иосиф Райхельгауз воспринял инициативу куда более эмоционально.

- Зачем они придут ко мне в театр? Найти что-то неугодное? - задается вопросами худрук театра «Школа современной пьесы». - Не выпустить мой спектакль? Пусть! Пусть!.. Что они сделают? Отберут театр? Тогда я сяду в загородном доме и буду писать книжки. Отберут дом, посадят в тюрьму? Я посижу в тюрьме! Им это нужно?..

А режиссер Владимир Мирзоев уверен, что хотя инициативы Общественного совета могут носить только рекомендательный характер, но эти самые указания театрам необходимо будет выполнять:

- Это напоминает самые одиозные советские практики и противоречит свободе слова и самовыражения.

Похоже, тревожные настроения среди худруков поняли даже в Министерстве культуры. Это почти невероятно, но министр Ольга Любимова заявила буквально следующее:

- С нами эти предложения не обсуждались. Более того, в соответствии с законодательством Российской Федерации Минкультуры России не вправе вмешиваться в творческую деятельность учреждений культуры, этот процесс носит самостоятельный характер. Хочу напомнить, что цензура в нашей стране недопустима в соответствии с Конституцией.

В театральных кабинетах вздохнули с облегчением. Надолго ли?..

Ксения Позднякова.

Фото: А. Авилов/Агентство «Москва»