Войти в почту

Дети-вундеркинды: влияние форсированного развития на мозг и психику глазами невролога

На днях стало известно, что юная москвичка Алиса Теплякова не смогла поступить на бюджетное отделение психологического факультета МГУ. Но родителей это не останавливает и отец Алисы заявил, что девочка все-таки будет учиться - на платном отделении. Алисе Тепляковой всего 9 лет. К своему юному возрасту она успела окончить общеобразовательную школу (она училась на дому), сдать ЕГЭ и попробовала поступить в один из самых престижных ВУЗов страны. Семья Тепляковых – многодетная. У Алисы есть шестеро младших братьев и сестер. Удивительные успехи ребенка восхищают не всех. Некоторые задаются вопросом: для чего ребенку нужно получать образование психолога в 9 лет? А как же детские игры, развлечения, отдых, ведь получение высшего образования – это труд, требующий затрат физических и эмоциональных сил, а также времени. 

Дети-вундеркинды: влияние форсированного развития на мозг и психику глазами невролога
© Вести Подмосковья

Почему же истории жизни многих детей-вундеркиндов (например, Ники Турбиной, Паши Коноплева, Полины Осетинской), несмотря на ранние успехи, славу и удивительные способности, полны трагедий?

На вопрос, как отражается на ребенке-вундеркинде раннее развитие, нам отвечает врач-невролог, нейрореабилитолог, научный сотрудник института имени Сербского лаборатории нейрофизиологии Алиса Коротина.

В жизни любого человека должны быть нормальные физиологические периоды, которые определены не человеком, а природой: биологией, нейрофизиологией, анатомией и так далее. Влиять на эти периоды может болезнь (например, генетические заболевания, ДЦП), неблагоприятные условия жизни (дети растущие в семьях алкоголиков и наркоманов). В благополучных семьях и у детей не имеющих тяжёлых заболеваний с рождения должны проходить все этапы становления нервной системы по нормальному физиологическому циклу. Кора и подкорковые структуры головного мозга у ребёнка в 8 лет значительно отличаются по своей структуре от подростка в 16 лет. Структуры мозга должны созреть полностью к 21 году. 

Если родители решают, что их ребёнок вундеркинд (а в большинстве случаев это фантазии родителей, скрытые или открытые амбиции), то они должны брать на себя всю ответственность за возможное, не очень предсказуемое развитие событий. Во-первых, для ребёнка это стресс, хронической стресс может приводить к необратимым изменениям психики; во-вторых, это нагрузка на незрелую нервную систему, что может привести к органическим заболеваниям головного мозга. Все эти факторы обязательно скажутся на дальнейшей жизни ребёнка. Но! Надо помнить, что это был не выбор девочки, это выбор ее родителей. Насколько он оправдан, решать только семье. Жаль, что последствия «разгребают» врачи неврологи и психиатры, а родители всеми правдами и неправдами стараются оправдать правильность своего фатального решения.