Как правильно подготовить ребёнка к школе

1 сентября наступит через неделю, а подготовить к началу учебного года надо не только тетради и ручки, но и психику будущего ученика. В том числе уже сейчас пора приступать к перенастройке режима дня, чтобы ребёнок спал не меньше 9 часов. А уже в школе, например, те же домашние задания необходимо выполнять в определённой последовательности в зависимости от особенностей школьника… Какие у ребят, особенно младшеклассников, могут возникнуть сложности и как с ними справляться, а также что советуют в этой связи эксперты, разбиралась «Парламентская газета».

Как правильно подготовить ребёнка к школе
© Парламентская газета

Быстро делает зарядку, ест на завтрак яйца всмятку

В преддверии нового учебного года Роспотребнадзор опубликовал советы, как подготовить ребёнка к школе.

Так, нужно заранее организовать режим дня, который будет и во время учёбы. Будить ребёнка советуют спокойно, в определённый час, чтобы он мог собраться, не торопясь. Причём необходимо обязательно накормить школьника лёгким завтраком.

«Режим — самое главное. Ребёнку надо спать девять часов, чтобы он мог вставать утром свободно, спокойно. А если он с родителями не спит до одиннадцати-двенадцати часов ночи, то его мозг будет страдать», — пояснил «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, врач-психиатр Николай Говорин.

С учениками младших классов стоит повторить уроки, поиграть в школу. Смысл в том, что ребёнок станет уделять занятиям час-два, а не развлекаться целыми днями, что позволит более плавно перейти к школьным будням, пояснил Говорин.

Риски для первоклашек

Также Роспотребнадзор напомнил о вероятных кризисах, когда учеба даётся ребёнку тяжелее, чем обычно, он быстрее устаёт… Обычно подобные кризисы приходятся на первый месяц учёбы, конец полугодия, первую неделю после новогодних каникул и середину третьего триместра.

Многие психологические проблемы и невротические расстройства проявляются у детей, именно когда они идут в школу, предупредил Николай Говорин.

Например, при синдроме детской двигательной расторможенности ребёнок не может высидеть 45 минут урока, начинает вертеться и вскакивать. А при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, который встречается у 30 процентов школьников, он способен слушать учителя первые минут 15, а потом уже не в состоянии сконцентрироваться, начинает ёрзать, оглядываться на одноклассников и перестаёт запоминать и усваивать информацию.

На такое поведение надо обратить внимание, но ни в коем случае не ругать и не наказывать ребёнка, сказал Говорин. Вместо этого нужно обсудить проблему с психологом, или, при необходимости, с детским психиатром.

«Если ребёнку вовремя не помочь, а ему надо именно помочь, а не жёстко регламентировать его поведение, то могут возникнуть уже личностные, патохарактерологические, протестные реакции, например, нежелание идти в школу», — констатировал депутат.

Чтобы первокласснику было проще, в Роспотребнадзоре рекомендуют родителям активно взаимодействовать с учителями, быть вовлечёнными в жизнь школы. Также нужно быть внимательными к жалобам школьника на плохое самочувствие и усталость.

Стоит прислушаться и в случае, если ребёнку не нравится еда в школе. В Роспотребнадзоре напомнили, что родители имеют право контролировать качество питания. Для этого надо обратиться к администрации учебного заведения. По методическим рекомендациям, которые ведомство разработало вместе с профильными институтами в прошлом году, родители могут провести проверку школьной столовой в составе специальной инициативной комиссии.

Уроки подождут, но только пару часов

По мнению специалистов Роспотребнадзора, после школы ребёнку нужно отдохнуть два-три часа или поспать полтора часа. Прежде чем садиться за уроки, за час-полтора, ученику стоит пообедать.

Лучше всего, если он будет делать домашнее задание в промежутке с 15 до 18 часов, причём каждый день в одно и то же время.

Нужно также четко распределить время на учёбу и другие важные дела, например, прогулки и домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому. А поздний вечер вообще не подходит для уроков. Занятия в это время не дадут эффекта и даже вредны для здоровья, считают в ведомстве.

Младшеклассникам вообще советуют не перенапрягаться и уделять домашнему заданию по часу в день, делая перерывы через 15-20 минут.

Одной из причин нервных срывов детей становятся именно перегрузки, отметил Николай Говорин. По его словам, родителям нужно понимать, что у каждого ребёнка свой потенциал и свои возможности, и нужно оценивать их реально, а не реализовывать свои амбиции, записывая ребёнка в одну, другу, третью секции, и постоянно требуя от него новых свершений на учёбе.

«Главное, чтобы ребёнок шёл в школу с интересом, чтобы учебный процесс был в радость, а для этого ученик должен развиваться через поощрение», — советует он.

Снизить риски для психики, по мнению депутата, может помочь продлёнка в школе. Тогда ребёнок может делать домашнее задание вместе с одноклассниками под руководством учителя, а когда освобождается, полноценно отдыхать, гулять и выспаться, а не сидеть над учебниками поздно вечером.

Это освобождает от лишних нервов и учеников, и их родителей, отметил Николай Говорин, и в итоге у детей больше шансов сохранить свою психику здоровой.

Как именно организовать занятия дома, зависит от особенностей школьника, считают в Роспотребнадзоре.

Если у ребёнка никак не получается сосредоточиться, стоит начать с того, что ему даётся легче всего, чтобы успех вдохновил его на новые свершения, а затем перейти к сложным заданиям. А если же ученик легко схватывает информацию, но быстро теряет интерес, лучше поступить наоборот — двигаться от сложных к лёгким задачам. Если же ему нужно какое-то время, чтобы вникнуть в вопрос и включиться в работу, стоит начать с уроков средней сложности.

Главное, чтобы в течение дня периодически менялись сферы деятельности и динамика занятий, так как от долгого монотонного времяпрепровождения толку не будет.