«Надо взрослых учить доброте, а не детей»: учителя — об участии в акции «Дети вместо цветов», благотворительности и подарках

Акция «Дети вместо цветов», организованная фондом «Вера», проходит в нашей стране уже много лет. Однако каждый год среди тех, кто интересуется ею или даже намеревается принять участие, находятся скептики: мол, зачем портить праздник учителям, они так любят 1 сентября и цветы, а мы лишаем их радости! Как же на самом деле к «Детям вместо цветов» относятся учителя? Что они думают про акцию и участии в ней классов? Мы спросили учительниц — из Москвы и Астраханской области — рассказать нам, как они на самом деле относятся к «Детям вместо цветов».Иногда можно услышать мнение, что акция «Дети вместо цветов» лишает учителей праздника. Что традиция есть традиция, и 1 сентября каждый ученик должен идти с цветами. Сталкивались ли вы с таким мнением?Бибигуль Досмухамбетова, Астраханская область, Красноярский район, поселок Алча, МБОО «Алчинская ООШ», преподает в третьем классеЧестно скажу, коллеги меня не поддерживают. Я предлагала, но не знаю — может быть, родители пока не хотят. Я работаю 26 лет в школе, мне акция «Дети вместо цветов» — в удовольствие. Это благое дело. Это большой праздник, когда ты знаешь, что каждый некупленный цветочек — это чье-то здоровье, лекарство, еще один день жизни. Я читала, что есть негативные отзывы. Так всегда бывает, вы же сами понимаете.Для меня как для учителя главный подарок — это успехи детей. Когда я слышу, как мои дети помогли кому-то — вот это праздник. У всех свое понятие праздника. Цветы — это лишняя трата денег. Может, я не права. Это мое личное мнение. Я считаю, что эти деньги лучше перечислить на помощь детям.Наталья Евтеева, Москва, ГБОУ Школа 2070, преподает в четвертом классеДа, конечно. И в нашем коллективе есть такое мнение. Почему-то считают, что цветы могут принести радость. Я считаю, что приносят радость цветы на грядке, когда они цветут для всех, а не подаренный букет за огромные деньги, который завянет через три дня. Потраченные деньги могут поправить жизнь ребенку, помочь ему в трудную минуту. А букеты, поверьте мне, не самая главная в жизни радость. Радость — это когда дети приходят к тебе на уроки и улыбаются. И они здоровы. 30 человек в классе, 30 букетов — зачем они нужны и кому они нужны? Сейчас вышел на улицу — и кругом клумбы. Я совершенно против того, чтобы дарить срезанные цветы.Кто в вашем классе был инициатором участия в акции «Дети вместо цветов»?Бибигуль ДосмухамбетоваПервый раз мы участвовали в акции в прошлом году. Я увидела информацию на сайте uchi.ru и написала в родительский чат, рассказала о фонде «Вера» и предложила участвовать. Родительницы у нас молодые, они очень хорошо восприняли идею и сразу поддержали. Дети принесли по одной розочке — получился отличный букет из 15 роз.Хотя нас мало — всего 15 учеников, но мы тоже внесли свою лепту. От родителей был перевод, и от меня как учителя тоже было пожертвование. В этом году мы, конечно, уже зарегистрировались.Наталья ЕвтееваСейчас у меня четвертый класс. Мы начали участвовать в 2017 году, когда дети пришли в первый класс. Это была идея родителей. Дети — самое главное, что есть в нашей жизни, и даже с прекрасными цветами они не сравнимы, хоть и говорят, что дети — цветы жизни. Каждая детская жизнь бесценна. Естественно, я была только за.Сталкивались ли вы со сложностями, когда нужно было объяснить детям важность этой акции?Бибигуль ДосмухамбетоваДетям намного легче объяснить. Я показала в классе видео, которые прислали из фонда «Вера» — «Урок добра». Мы поговорили с детьми, что не нужно бояться тех, кто немного отличается от нас. Бывает, что ребенок сидит в кресле — в этом нет ничего страшного. Хотя мы в сельской местности, но у нас очень современный подход к этой теме. Когда мы смотрели «Урок добра», дети так расчувствовались, что один мальчик даже плакал. Он вспомнил, как братишка болел. Дети все понимают. Я стараюсь на каждом уроке говорить, что все мы равны, несмотря ни на что. Я говорю, что не нужно смеяться, дразнить, наоборот — помогите.Во время урока добра я говорю: «Вот вы помогли мальчику, девочке, вы подарили жизнь». И они такие довольные и счастливые от понимания важности акции — ведь они вложили свою капельку добра в большое дело.Наталья ЕвтееваУ нас школа, в которой учатся дети с расстройством аутистического спектра. Все школьники общаются с этими детьми, они знают, что такое болеть с малых лет. Они видят, как тяжело этим детям. Поэтому моим ребятам даже не приходится объяснять, почему и зачем надо участвовать в акции. Когда мы идем по лестнице, и возникают такие моменты, что лифт не работает, то дети понимают, что нужно помочь ребенку на коляске. Мои дети все понимают.В некоторых школах ученики вместо цветов дарят учителям рисунки, поделки или, например, приносят яблоки с дачи. На ваш взгляд, как ученики могли бы порадовать учителя, выразить свою любовь и уважение, не покупая цветов?Бибигуль ДосмухамбетоваСейчас все идут в ногу со временем, у всех телефоны с камерами — можно записать видео открытку учителю. Или прочитать стихотворение и отправить по WhatsApp. Я в основном за это. Даже совсем маленькие первоклашки могут вместе с мамой записать видео. Учителю будет очень приятно. Когда мы были на самоизоляции, дети отправляли мне такие ролики.И по старинке можно поделочку сделать своими руками, что-то с родителями смастерить. Еще до этой акции дети привозили ракушки, галечку с моря — кто где побывал.Я всегда говорю каждому новому классу: не дарите мне цветы, пожалуйста. Лучше купить глобус или карту, чтобы это пригодилось другому поколению. Или принести цветок в горшке, чтобы его можно было высадить потом на школьном дворе. Букеты стоят тысячу рублей, а то и полторы. Я вообще противница этого. Лучше благое дело.Ваз не хватает, ставим букеты в ведра. А потом через два-три дня из-за астраханской жары все высыхает. Тяжело их выбрасывать. Я всегда прячу цветы в мешочки, а потом увожу на такси, чтобы дети не видели, что я выбросила их цветы в школьный мусор. Ведь каждый помнит свой букетик.Наталья ЕвтееваДети очень талантливые и многое могут сделать своими руками. Один ребенок в моем классе увлекается квиллингом, он сделал букет цветов из бумаги. Работа была объемная и очень красивая. Я до сих пор храню все детские поделки, и они приносят больше радости, чем срезанные цветы. Некоторые дети знают, что я пользуюсь блокнотиками. Мне так удобно — всю информацию не запомнишь. Одна девочка принесла обыкновенный блокнот, а сверху на обложке нарисовала рисунок и написала «Самой любимой учительнице! Желаю вам ставить в этот блокнот нам только пятерки». Такие мелочи лично мне приносят гораздо больше удовольствия, чем цветы.Можно ли научить доброте?Бибигуль ДосмухамбетоваМне кажется, можно. Дети — самые чистые существа. Они вообще изначально самые добрые. Но их могут испортить взрослые. Можно научить доброте с помощью художественной литературы, фильмов, бесед, на личном примере. Вот только бы они ни попали в жестокие руки.У нас был случай, когда мои дети залезли в мусорный бак, чтобы вытащить грязный пакет с котенком. Вот такие первоклассники у меня были. Перепачкались все, но спасли. Они заметили, как какой-то дядя пришел и выбросил пакет с котенком в мусорный бак. Они его вытащили, котёнка помыли, и кто-то забрал его домой. Они со мной поделились этой историей после уроков. Я сказала, что надо было позвать взрослых, что это опасно — а вдруг бы бак перевернулся. Но вот такой случай был, когда взрослый — убивает, маленький ребёнок — защищает. Надо взрослых учить доброте, а не детей.Наталья ЕвтееваЕсть такая поговорка — с волками жить, по-волчьи выть. Если ребенок живет в доброте и видит, что все вокруг добрые, он тоже будет добрым. Если мы с вами практикуем уроки добра, если мы живем в доброте, стараемся помочь, конечно, можно научить. Если он будет жить с волчьей стаей, он превратится в волчонка. А если в коллективе, в котором люди участвуют в благотворительных акциях, то он будет тянуться к хорошему. Поэтому я участвую со своими детьми во всевозможных акциях.Еще почитать по теме:Как принять участие в акции «Дети вместо цветов»: список фондов и полезная информация«Дети вместо цветов»: стартовала регистрация для тех, кто хочет принять участие в акцииВолонтерство для самых маленьких: рассказываем, как дети могут заниматься благотворительностью и зачем это вообще нужно [data-stk-css="stkksEy7"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { background-color: #f4f6f7; border-radius: 20px } [data-stk-css="stkVHXrl"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { margin-top: 12px; margin-bottom: 7px; margin-right: 27px; margin-left: 27px; color: #c0c0c0 } [data-stk-css="stky3qzC"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 20px 20px 0 0; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stk3q3Ty"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkWx3A3"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0 0 20px 20px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkkdiM-"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkt_-1P"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0 0 20px 20px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkt_-1P"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0 0 20px 20px; background-color: #ffffff; padding: 15px } [data-stk-css="stkkdiM-"]:not(#stk):not(#stk):not(style) { border: 1px solid #f4f6f7; border-radius: 0px; background-color: #ffffff; padding: 15px }

«Надо взрослых учить доброте, а не детей»: учителя — об участии в акции «Дети вместо цветов», благотворительности и подарках
© CHIPS journal