Эксперты рассказали, как научить детей настороженности к незнакомцам
Для того, чтобы дети не велись на уловки злоумышленников и не шли с ними ни в какие безлюдные места, как это произошло с двумя школьницами в Кузбассе, родителям необходимо беседовать с ними на данные темы, рассказывать о возможных ситуациях, идти на компромиссы, а также нужно ввести в школах тренинги по безопасности, рассказали газете ВЗГЛЯД опрошенные эксперты.
В Сети появилась видеозапись, на которой школьницы, пропавшие 6 сентября в Киселевске, находятся в магазине с посторонним мужчиной. Позже следственный комитет задержал 41-летнего жителя Мыски, который сознался в изнасиловании и убийстве школьниц. Преступник рассказал, что купил девочкам газировку и семечки, а после довел их до бетонки, где они вместе покормили голубей.
«Как правило преступники, которые достигают своего результата, они детям кажутся добрыми людьми, которые предлагают им что-то безопасное с одной стороны, а с другой – что-то интересное. То есть то, что может захватить внимание ребенка. Классика жанра, когда злоумышленник говорит детям, что покажет, например, бездомных щенков или котят, которых они может быть выберут, принесут домой или просто поиграют с ними», – говорит семейный психолог Наталья Панфилова.
Она подчеркивает, что преступник пытается сказать детям что-то такое, что вызовет у них любопытство, чувство жалости или умиление. То есть то, что для него будет интересно и захватит его внимание. Например, злоумышленник может предложить сходить покататься на какой-нибудь тарзанке, пообещать показать какое-то удивительное место, включая детское любопытство и отключая страх.
«Собственно, что сделал этот мужчина? Сначала предложил сладости, то есть какое-то удовольствие, и скорее всего вел себя с девочками так легко, что показался им совершенно безопасным. А потом он, безусловно, предложил что-то, что этим девочкам показалось любопытным и интересным. Вполне возможно, что предложил покормить голубей, как и рассказывает», – рассуждает специалист.
Кроме того, поскольку девочек было двое, им, скорее всего, безопасным показался не только мужчина и его предложение, но и наличие друг друга – вдвоем не страшно, продолжает собеседник.
«Для того, чтобы таких ситуаций не происходило, должна быть строгая родительская воля. То есть нужно договориться с ребенком, что ни с какими незнакомыми людьми они никуда не ходят. И если предлагают посмотреть котят или щенков, то дети на это часто ведутся потому, что мама, например, не разрешает завести животное дома, поэтому школьник думает, что если принесет его домой, то родитель передумает. Этим также апеллирует преступник. Либо злоумышленник сам говорит, что уговорит маму, и она разрешит оставить питомца», – рассказывает Панфилова.
Поэтому родителям обязательно нужно помнить, что если ребенок очень хочет щенка или котенка, но ему строго не разрешают его завести, то он попадает в группу риска, когда кто-то другой пообещает, что договорится с мамой, после чего несовершеннолетний пойдет с незнакомым человеком, продолжает психолог. А все потому, что ребенку этот человек покажется спасителем от чрезмерной родительской строгости.
«Понятно, что не все родители готовы пойти на уговоры детей и завести животное, но в таком случае обязательно нужно договориться с ребенком о том, что если ему кто-то будет предлагать посмотреть на щенков или котят, то он обязательно об этом расскажет и они вместе сходят, посмотрят на них и подумают. Тем самым родитель вносит некий вариант того, что может происходить, и тогда ребенку легче признаться в том, что ему такое предлагали, и сможет отказаться», – объясняет собеседник.
Если ребенок после договоренности рассказывает, что ему кто-то незнакомый все-таки предлагал пойти посмотреть животное куда-то, то следует сходить с ним до этого места и показать, что там вообще есть, советует специалист. Почти наверняка в том месте никаких животных не будет, что послужит хорошим уроком для ребенка, потому что к нему придет понимание, и получится избежать ужасной ситуации.
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Юлия Зимова заявила, что в школах для того, чтобы избежать ситуаций, подобных той, что случилась на Кузбассе, следует в обязательном порядке ввести уроки безопасности.
«Мы очень часто обсуждаем с детьми их пожелания, и они сами говорят о том, что им нужны занятия по безопасности в школе. Причем не в рамках ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) по учебнику, а чтобы это были тренинги, как это делает «Стоп Угроза» (Школа безопасности для детей и родителей, – Прим. ВЗГЛЯД). Должна обсуждаться безопасность в Интернете, на улице, везде. Дети и сами говорят о том, что на улице недостаточно фонарей, предлагают сделать в новых домах прозрачные подъезды, чтобы когда заходишь, было видно, кто внутри или стоит или поднимается по лестнице», – рассказывает член ОП.
Причем тренинги должны проходить, по мнению эксперта, не в разовом порядке, а в течение всего периода обучения в школе, начиная даже с детского сада. А саму программу необходимо правильно подбирать в соответствии с возрастом.
«Я даже сама как мама не всегда знаю, что сказать ребенку про те или иные случаи. А на таких вот тренингах как раз всему этому правильно учат, причем как родителей, так и детей. Например, когда человек любого возраста заходит в подъезд, у него есть всего одно слово, которое он может крикнуть, чтобы все стопроцентно вышли. Это слово – «пожар», потому что если кричать, что человека убивают, все испугаются и никто не выйдет. Вот взрослые еще до такого додумываются, а дети на таких тренингах учатся громко кричать слово «пожар», проговаривать и проделывать различные вещи и ситуации. Поэтому, на мой взгляд, трагедия, которая произошла, ужасная, но это как раз тот случай, когда мы должны обратить внимание на проблему», – подытожила Зимова.
Ранее член Общественной палаты комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Диана Гурцкая в беседе с газетой ВЗГЛЯД сказала, что за подобные преступления, связанные с детьми, человек должен получить самое максимальное наказание, которое существует по закону.