Рисовать, петь, танцевать: как устроен центр детства имени Сергия Радонежского

На этой неделе в центре детства имени Сергия Радонежского прошел день открытых дверей. Досуговое учреждение заработало весной 2021 года, сейчас тут занимаются около 300 детей в возрасте от трех до 16 лет. Это не просто секции и кружки по интересам, здесь ребята получают знания и развивают свои таланты. О том, чему учат юных посетителей центра, — в репортаже mos.ru.

Рисовать, петь, танцевать: как устроен центр детства имени Сергия Радонежского
© Mos.ru

Доступная магия

В центре детства — день открытых дверей. Каждый преподаватель показывает, как будут проходить занятия в его классе. Дети, толкаясь и смеясь, с воздушными шариками в руках перебегают из комнаты в комнату.

«Здесь у нас кабинет иностранных языков. Ребята изучают английский и японский. Преподают профессионалы! Так, наша учительница японского окончила МГИМО, ездила на Олимпиаду в Токио в этом году. Наша задача — дать детям знания, а не просто организовать их досуг», — говорит Николь Черных, директор ГБУ «Центр по работе с населением ЦАО города Москвы».

В кабинете стоят столики и стулья на вырост: на их ножках — линейки с движками, позволяющие менять высоту мебели в зависимости от возраста детей.

В соседнем классе — яркая «полянка»: мягкий коврик-лужайка, круглые пуфики-пеньки, зеленые и желтые подушки-листья. На стенах изображены дубы, елки, медведь, филин. «Поскольку наш центр посвящен Сергию Радонежскому, святому, который жил в лесу, мы попросили преподавателей-художников изобразить лес. А имя Сергия Радонежского мы дали учреждению потому, что по соседству с нами находится Троицкий храм, подворье Троице-Сергиевой лавры», — объясняет Николь Черных.

Здесь сейчас игровая комната. В дальнейшем на этой «полянке» Николь Черных планирует собирать детей с особенностями развития. С ними будут заниматься специально подготовленные педагоги, а затем ребят отведут в общие классы для социализации. Сегодня в центре — трое детей с ДЦП и аутизмом.

«Идея открыть инклюзивное отделение пришла мне после одного случая. Я привела трехлетнего сына к ортопеду, и там мы встретили мальчика с протезом. Мой ребенок очень удивился, не мог успокоиться, спрашивал, почему у него нет ноги. Я поняла, как важно разным детям вместе играть, учиться», — вспоминает собеседница mos.ru.

В следующей комнате дети собирают роботов из конструкторов. Всюду раскиданы пластинки и шестеренки, которые превратятся в человечков. Скоро в этот класс к ребятам будут приходить аспиранты из технических вузов и рассказывать о занимательной математике, физике, химии. Это новый проект центра детства.

Еще один зал предназначен для подвижных игр и спорта. Здесь же проходят занятия йогой для будущих мам, которые, вероятно, потом приведут сюда своих малышей. Также в этом зале организуют для взрослых секцию пилатеса «Разумное тело».

А сейчас хореограф Татьяна Скачик водит с детьми хоровод и разучивает веселый танец.

«Важно, что наш центр многопрофильный. Если, к примеру, ребенок не проявил себя в спорте, его можно перевести в секцию пения или рисования. Мы даем шанс попробовать разные направления, выбрать то, что больше по душе», — говорит Николь Черных.

Развить креативное мышление: детские технопарки возобновляют семейные мастер-классы

Будущие художники

В кабинете изобразительных искусств на столе разложены цветные мелки, пластилин, карандаши. На мольбертах — нарисованные замки, башни, лес. На полках — совы и зайцы розовых, кремовых и прочих конфетных оттенков.

«Их слепили из теста наши подопечные. Важно, что нам удалось разделить классы по темам. Здесь, к примеру, студия изобразительных искусств, и ничем другим дети в этих стенах не занимаются. Поэтому мы можем позволить себе устроить выставку детских работ, не убирать со стола мелки и краски и в любой момент пригласить сюда группу. Во многих других досуговых центрах зачастую все происходит в одном помещении», — комментирует Николь Черных.

Преподаватели по изо — Иван Бурбицкий и его жена Елена Виноградова — выпускники Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. Раньше они работали в других досуговых организациях, и многие их ученики уже выросли и даже стали членами Союза художников России.

«Мы не просто развлекаем детей: даем азы профессии художника. И очень рады, что многие благодаря нам увлекаются живописью, посвящают этому делу свою жизнь, поступают в художественные учебные заведения, находят собственный стиль в творчестве», — говорит Иван Бурбицкий.

Сам он (с седой бородой и в круглых очках) напоминает волшебника.

Супруги раздают малышам листочки бумаги и формочки. Одни рисуют мелками, другие лепят из пластилина сердечки. Девочка лет пяти с гордостью показывает свой рисунок — принцессу в сиреневом платье — и говорит: «Красивая, как моя мама».

«Сегодня дети рисуют, что хотят. Это урок-знакомство. Впрочем, и на других занятиях я не всегда даю четкое задание. Мне важно, чтобы ребята проявили себя, захотели изобразить ту или иную картинку», — улыбается Иван Бурбицкий.

Как подготовить ребенка к школе: полезные советы родителям

Поют все!

Из кабинета изо дети бегут в актовый зал. Там уже подключен синтезатор: преподаватель вокала Алена Петрова предлагает разучить песню «Вечером поздним из поднебесья прямо в ладони падали звезды».

По ее словам, ребенка привлекает открытость: если педагог искренний, ученик раскрепощается. Важно поймать внимание детей. В начале урока Алена старается разговорить ребят. Спрашивает, чем они сегодня занимались, какое у них настроение, что бы им хотелось. Затем начинаются шуточные логопедические разминки.

«На своих уроках я разрешаю детям вести себя так, как им нравится. Кто-то танцует, кто-то сидит на полу. Часто выдаю кукол, которые нужно надевать на пальцы, чтобы ребята пели для них, не чувствовали себя зажатыми. Вообще, любой человек способен петь. И это не только про искусство. Когда не боишься петь, не боишься и говорить, высказывать свои мысли. Я часто слышу от учеников: “У меня нет голоса, я не смогу петь”. На это я отвечаю: “Как же у тебя нет голоса, если ты со мной разговариваешь?” Другое дело, что нет правильной координации голоса. Но как раз этому я и учу», — объясняет Алена Петрова.

Она нажимает на синтезаторе клавишу и тянет ноту ми. «Это одно из моих заданий. Я прошу учеников послушать ноту, представить себе что-нибудь и пропеть, не думая о нотной грамоте. Как правило, получается очень точно и красиво», — комментирует учительница.

День открытых дверей закончился, родителей с детьми угощают печеньем в маленьком кафе в холле. 

«Когда этот центр был в проекте, мы нарисовали каждую комнату, как себе представляли. Нам тогда говорили: “В реальности так не получится”. А в итоге все вышло точь-в-точь, как было задумано! Фантазия стала реальностью», — радуется Николь Черных.

Детские сады большинства районов Москвы начнут принимать детей с двух лет и двух месяцев