Сексизм или норма: чем художник Дмитрий Гутов оскорбил общественность

В Москве проходит ярмарка современного искусства Cosmocow, которая пользуется особым интересом среды представителей так называемых «сливок» московской богемы — цена на стандартный билет для взрослого составляет 1500 тысяч рублей. В рамках форума не только представлены экспонаты современного искусства, но и проходят презентации и обсуждения насущных тем искусства.

Сексизм или норма: чем художник Дмитрий Гутов оскорбил общественность
© Слово и Дело

Выставку посетил и Дмитрий Гутов, известный российский художник и теоретик искусства. В качестве отзыва о выставке художник опубликовал 17 фотографий ног посетительниц выставки, сопроводив пост словами: «В мире прекрасного, или пир во время чумы. В Москве открылось Cosmoscow. Всех обнимаю».

Пост вызвал ожесточенные споры среди пользователей. Многие комментаторы оказались возмущены постом, назвав его дискриминацией, женской объективацией и вуйеризмом.

«В цивилизованной стране на вас можно было бы подать в суд. Девушки, узнавшие себя на фото, вполне могли бы выиграть». «Сексизм и объективация. Не в тренде». «Вы считаете корректным, выставлять подобные фотографии неизвестных вам девушек без их разрешения? Объективация людей в 2021 году кажется как минимум старомодной. Ужасный пост и ваши фотографии». «Оказывается, люди не отличают искусство от говна, а художника от извращенца. Никогда такого не было и вот опять».

Были и те, кто поддержал художника. Многие комментаторы отмечали, что Гутов, мастер провокаций, наверняка предвидел, что его пост вызовет волну общественного обсуждения и негодования. Впрочем, многие пользователи Сети не увидели в публикации Гутова ничего дискриминационного и сексисткого. Они отмечают, что автор показал красоту женских ног, которые, видимо, оказались самым интересным экспонатом на выставке.

Изучая фотографии женщин, многие пользователи вспомнили песню «Экспонат». Действительно, многие девушки на фотографиях были обуты в «лабутены», как будто хотят «выгулять» модный и дорогой наряд.

«На лабутенах-нах!» «Видимо это самое лучшее, что там было». «Типа прошло 50 лет и критика объективирующего мужского взгляда уже в России, браво! а стоять часовые очереди и наматывать километры по ярмарке на шпильках - это наше феминистское завоевание выглядеть так, "как ты сама хочешь"? довольно смешно». «Ноги представлены очень достойно. Этот пост мне понравился больше чем посты с картинами этого мероприятия. Да лица не знакомых людей лучше не фотографировать. Завидую Дмитрию так как он видел этих красоток целиком)!». «Лучший репортаж!».

Вместе с тем некоторые пользователи, перед тем как обвинять художника в сексизме, предлагают рассмотреть пост как арт-перформанс. Быть может, данными фотографиями автор хотел показать, какая аудитория в основном посещает подобные выставки искусства. Возможно, автор намекает, что девушки хотят скорее показать себя, чем насладиться произведениями художников. Как бы то ни было, фотографирование ног без разрешения женщины и представление фотографий на широкую аудиторию является не совсем этичным поступком.

С этим согласна журналистка и правозащитница Леся Рябцева. В комментарии для «Слово и Дело» она отметила, что сегодня нужно учиться жить по правилам новой этики.

«Если этого художника на выставке волнуют только женщины, ему можно только посочувствовать. Однако все равно в нашей стране останутся люди, которые живут прошлыми установками, которые не понимают правила новой игры – новой этики. Их удивляет, почему кого-то могут оскорблять подобные фотографии. Мне кажется, этот художник ровно из их числа. Из-за коронавируса я давно не была на выставках, но, когда я хожу на них, я, конечно, смотрю и на людей тоже. Но я смотрю на людей в целом, вне зависимости от гендера. А если человек озабоченно смотрит на ноги женщин, и выставляет их фотографии в Сети, это его проблема», — считает Леся Рябцева.

Многие авторы и Telegram-каналы осудили поведение Гутова – частности, канал «Антиглянец». «Надеемся, его кто-то лягнет от души, когда в следующий раз такое вздумает творить», — говорится в посте.

И все же нельзя исключать, что этот пост – лишь очередная провокация художника.