Спектакль "Мультики" на Фестивале молодой режиссуры "Артмиграция"
С 13 по 19 сентября в Москве прошёл IX Всероссийский фестиваль молодой режиссуры "Артмиграция", в котором могли принять участие только режиссёры со спектаклями, поставленными за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Этот фестиваль показал, что и в других городах театр может быть экспериментальным, вызывающим, смелым. Так, спектакль "Мультики", поставленный в "Первом театре" в Новосибирске, буквально поразил зрителей театра "На Страстном". Кого-то в плохом, кого-то в хорошем смысле. Георгий Сурков. Фото: delfi.lt Представьте всё, чего так боится увидеть среднестатистический зритель, собираясь в театр: грубость, неприкрытый секс, жестокость, криминал, отрубленные конечности… Всё это не может не пугать неподготовленного зрителя. Однако "Мультики" далеки от "чернушных" спектаклей, в которых "жесть" творится ради "жести". Многие вещи показаны довольно схематично, некоторые – даже с юмором. Но без этого никуда, ведь для многих 90-е – это страшное время. И в это страшное время росли и формировались дети. Фото: Инна Афанасьева Собственно, "Мультики" - это спектакль не про 90-е. Просто люди почувствовали вседозволенность и проявили то, что сидело в них очень глубоко. Хотя почему "в них". В нас! Ведь это спектакль про каждого, даже про тех, кто не застал то время. Разве старшеклассники и сегодня не думают о половой жизни и алкоголе? Разве и сегодня родители в своей заботе не душат ребёнка? А главное – разве и сегодня мы не делим людей на своих и чужих? И как мы поступаем с чужими? Да, многие понимают, что приставать на улице, бить или издеваться – это аморально, но "других" продолжают не любить, хотя и молча, про себя. Но как только представится возможность, человек с удовольствием уничтожит непохожего на него, пусть даже психологически, пусть даже одним презрительным взглядом. Ещё одно, что делало "Мультики" непохожими на другие вариации на тему 90-х, - это постепенно нарастающий сюрреализм. Во второй части спектакля происходящее на сцене всё больше походило на фильм по Стивену Кингу: психологизм, подсознание, травмы детства, клоуны. У главного героя обнаружили эпилепсию, и что из происходящего правда, а что нет стало сложно различать. Как ни странно, зрители, высидевшие сцены секса и дебошей, в это время решили уйти со спектакля. Окончилось всё неожиданно. Актёры все вместе просто вышли на сцену, стёрли грим, и каждый просто рассказал о дальнейшей судьбе своего персонажа. Такой финал как будто вернул напряжённых зрителей в реальный мир, словно говоря, что всё хорошо и это всего лишь спектакль. После спектакля состоялось обсуждение, на котором высказывались диаметрально противоположные мнения: кому-то не хватило насилия, кому-то было слишком затянуто, кто-то просто ничего не понял. Но были те, для кого этот спектакль вошёл в число любимых. Помимо эстетики 90-х, которая и в 2021 году нашла своих почитателей, этот спектакль можно просто полюбить за исполнение. Подбор музыки, костюмов, грима, реквизита, а также пластика и игра актёров сделали "Мультики" просто эстетически красивой театральной постановкой. Фото: Инна Афанасьева Режиссёр спектакля Георгий Сурков родился в 1990 году в Риге (Латвия). В 2013 году окончил Латвийскую академию культуры по специальности "Режиссура драматического театра", в 2012-м стажировался в Высшей театральной школе им. Людвика Сольского (мастерская Кристиана Люпы) (Краков, Польша). В 2016 году окончил магистратуру Школы-студии МХАТ им. Вл. И. Немировича-Данченко (специальность "Режиссура театра", мастерская Виктора Рыжакова). Режиссер уже известен столичной публике по работам в "Современнике" и "На Таганке". Кроме того, его постановки идут в театрах Новосибирском "Первом театре" и театре "Глобус", Тюменском БДТ, а также в Латвии. Лауреат Национальной латвийской премии "SPĒLMAŅUNAKTS", "НОЧЬ ЛИЦЕДЕЕВ". Лауреат Премии JCI TOYP. Мы задали ему несколько вопросов о спектакле. Георгий, как Вам кажется, почему эстетика 90-х так сейчас популярна среди молодёжи? Это сложный вопрос. Возможно это связано с тем, что сегодня всё доступно, но нет единого стиля. Только эклектика. Парадоксально, но, может быть, 90-е - это последнее цельное эстетическое направление со своими правилами, законами и родовыми чертами. Мы можем с легкостью сказать, что было в моде в 90-е, 80-е…. Но спустя 20 лет абсолютно точно не сможем объяснить, что было в моде в 2020-х. Все размыто, можно выбрать для себя что угодно. Любую одежду, любой пол; выбор фильмов не ограничивается наличием кассет в видеосалонах…. Но я точно знаю, что когда у меня был кассетный, а позже CD плеер, я гораздо больше слушал музыку, чем сейчас. Это регулярность, эти ограничения бывают очень полезными. Ты ценишь то, что имеешь. Такая простая мысль. Я думаю, что страсть к 90-м -- это в каком-то смысле искусственное восполнение отсутствующих ориентиров. Фото: Инна Афанасьева Есть ли разница, как приняла спектакль публика в Новосибирске и в Москве? На показе в Москве было много участников фестиваля из регионов. Я не почувствовал разницы. Но было замечательное и очень бурное обсуждение. После обсуждения спектакля со зрителями хотели бы Вы что-то поменять в спектакле, доработать его? Конечно, хотел бы. Именно поэтому я не люблю пересматривать свои спектакли и как-либо участвовать в их жизни после рождения. Мне кажется, что выпущенный спектакль как совершеннолетний ребенок. Уже поздно воспитывать. Можно только что-то испортить. В крайнем случае направлять. Фото: Инна Афанасьева На Ваш взгляд, как за последние годы изменился театр, какие появились новые тенденции, поменялся ли у публики вкус? Продолжу аналогию с ребенком. Когда мы видим ребенка каждый день, мы практически не замечаем его роста и только те, кто видят его редко, остро замечают изменения. Так и с театром. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть со стороны, выйти из театра и посмотреть по сторонам. Но пока я внутри.